В декабре 2022 года полицейские с улицы ворвались в лондонскую галерею Soho, решив, что скульптура ссутулившейся женщины Марка Дженкинса «Кристина (2022)» — это человек, нуждающийся в помощи. С начала 2000-х художник создаёт подобные реалистичные скульптуры и размещает их в разных городах мира, привлекая внимание прохожих. Как художник пришёл к такому формату? И каким образом его работы критикуют общество? Об этом и многом другом читайте в нашем материале.
В университете Дженкинс занимался естественными науками, однако случайно начал экспериментировать со скотчем и упаковочной бумагой и понял, что у этого материала есть потенциал. Так он стал делать скульптуры. Для них он использует старую одежду из секонд-хендов, чтобы усилить реалистичность. Слепки он снимает с живых людей, только для скульптур детей использует кукол.
Изначально художник не хотел выставляться в галереях, поскольку в городе, по его мнению, есть куда более интересные пространства. Но в 2006 году ему пришло письмо от Бэнкси, который предложил ему принять участие в коллективной выставке. С того момента Дженкинс стал выставляться в разных городах мира, однако улица всё равно осталась для него главной творческой площадкой.
В Россию художник приезжал несколько раз. В 2009 году он оказался в Москве и провёл мастер-класс на Винзаводе, во время которого москвичи научились делать работы из полосок скотча — потом произведения нелегально разместили на улицах. Дженкинс несколько раз приезжал в Пермь, где проводил мастер-классы и читал лекции о городских интервенциях. А в 2012 году его работа участвовала в выставке «Anonymous» в музее PERMM.
Зачастую работы Дженкинса ироничны и усиливают театральность, заложенную в самом городском пространстве. Так, произведение, размещенное в Риме, привлекает внимание своим юмором: зрители увидели романтическую сцену, в которой манекен драматично стоит на коленях перед магазинным манекеном — своей возлюбленной. То, что раньше было частью привычного пейзажа витрины, оживает благодаря работе художника, передразнивая настоящие влюбленные парочки.
Художник работает и с «мягкими» формами городских интервенций — игрой с уже существующими в пространстве объектами, создавая интересные визуальные переклички. Одним из таких объектов стала решётка для стока, которая с добавлением поджаренных кусочков хлеба стала напоминать тостер. Эта работа ставит вопрос о зрительском взгляде, поскольку, несмотря на её оригинальность и яркость, она может быть незаметна из-за своего положения — прохожий должен быть достаточно внимательным, чтобы рассмотреть подобные детали.
Многие скульптуры Дженкинса критически заряжены и ставят социально-значимые вопросы. Одну из своих работ художник разместил на крыше. Она привлекала ещё больше внимания из-за того, что напоминала девушку, желающую совершить самоубийство. Такие произведения куда более серьёзны и заставляют окружающих сомневаться в том, что происходит. Зрители либо проявляют сочувствие к фигуре и начинают действовать, либо проходят мимо, сохраняя спокойствие. Подобные произведения становятся социальным экспериментом, во время которого художник выясняет, кто готов включиться и помочь, а кто нет. Об этом говорит и сам автор, описывая отношения между городом и его работами:
«Если бы город был телом, то мои работы были бы словно герпес — тело атакует само себя».