«За популярность пришлось биться!» - шутливо сказал известный актер театра и кино, певец и музыкант Игорь СКЛЯР . Нынешний год для народного артиста РФ Игоря Скляра особенный: в таком уже далеком 1973 году (получается, аж 50 лет назад!) он дебютировал в художественном фильме «Юнга Северного флота» режиссера Владимира Рогового.
Картина была снята на основе реальных событий Великой Отечественной войны: сценарий написали с использованием материалов автобиографических книг бывших юнг (младших матросов) — писателей-фронтовиков Валентина Пикуля и Виталия Гузанова.
Уже тогда Игорь Скляр обратил на себе внимание с музыкальной точки зрения: его юный герой Николай Маслёнок блестяще исполняет чечётку. В ту пору этот танец был неизменной частью морской самодеятельности.
Юбилей за юбилеем
Примечательно, что в кино Игорь Скляр попал совершенно случайно. Ассистент режиссера киностудии имени Горького увидела подростка во время экскурсии школьников в метро и пригласила его на пробы. Первый творческий опыт не прошел даром.
В 1979 году гость Игорь Скляр окончил знаменитый ЛГИТМиК - Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ныне - Российский государственный институт сценических искусств). Всего за плечами знаменитого артиста свыше 60 ролей.
Впрочем, настоящую славу ему принес культовый фильм режиссера Карена Шахназарова «Мы из джаза», в котором Игорь Скляр сыграл пианиста Костю Иванова, мечтающего создать свой джаз-банд.
И когда ему это удается, дружный и веселый коллектив отправляется на гастроли по городам и весям. Музыкальная комедия вышла в 1983 году, то есть 40 лет назад.
Получается, еще один солидный юбилей. Примечательно и то, что буквально накануне Нового года, 18 декабря, Игорь Борисович отметил свое 65-летие. В общем, полоса сплошных круглых дат.
Пельмени с водкой
- Если не секрет, как отпраздновали 65 лет?
- Традиционно. Еще лет тридцать назад друзья знали, что у меня на столе обязательно будут пельмени, соленые огурцы и водка. Все так и говорили: «Идем к Скляру на пельмени с водкой!»
Конечно, всегда собираю своих однокурсников. Потому что, как ни крути, других уже точно не будет. Четыре институтских года были лучшим периодом в моей жизни.
Хочется снова увидеть, услышать и посмотреть в глаза друзьям молодости - свидетелям твоего становления и твоего мужания - как бы пафосно все это не звучало. Но мы действительно вместе росли, а потом каждый из нас чего-то достиг. Все это интересно обсудить.
Например, возьмем Рому Смирнова. Замечательный друг. Когда-то он меня познакомил с Ленинградским рок-клубом. Мы общались с Сережей Курехиным и другими знаменитостями. У Ромы тоже интереснейшая судьба.
Был актером, потом приехал из Горького в Питер учиться на режиссера. Позже работал собкором различных СМИ. Побывал во многих горячих точках. Был ранен. Написал прекрасную автобиографию «Люди, львы, орлы и куропатки».
Среди героев книги - Александр Башлачев, Владимир Высоцкий, Юрий Любимов, Виктор Цой, Георгий Товстоногов и многие другие. Обо мне тоже не забыл. Любопытно было взглянуть на себя со стороны. При встрече, конечно, обсудили все более подробно.
В переходном возрасте
- Юбиляров в возрасте обычно спрашивают, на сколько лет они себя чувствуют...
- Я в переходном возрасте. Понятное дело, что уже далеко не мальчик. Конечно, года дают о себе знать. Я имею в виду физическую форму. Многие вещи делать уже намного труднее, чем в молодости.
Хотя и сегодня по-прежнему о чем-то мечтаю. Я уверен: всегда нужно к чему-то стремится. Если ты достиг какой-то вершины, то потом остается лишь одно — падать с нее.
Так что лучше, чтобы впереди маячили очередные вершины. Иначе нет смысла жить. Я давно уже понял, что нет ничего хуже достигнутой вершины.
В 14 лет мне многого хотелось, а потом вдруг показалось, что я этого достиг. Но вскоре осознал, что чем выше забираешься, тем больнее падать. А иногда такое падение может быть и смертельным.
К счастью, я все еще живу. Сегодня знаю, что у меня еще все впереди. Впрочем, так я говорил и на своем 50-летии. Кажется, оно было буквально вчера, а уже столько лет прошло...
- Говорят, вы верите в нумерологию.
- Безусловно, цифры играют какую-то роковую роль в нашей жизни. Не знаю, почему, но число «18» для меня точно необыкновенно событийное. Так, я родился 18 декабря. Через 6 месяцев, 18 июня, будут мои именины.
Мама умерла 18 октября, а папа умер 18 июля. Инфаркт у меня был 18 февраля. Я остался чудом в живых после чудовищной автоаварии, когда мы ехали в ноябре на спектакль в Новгород.
У водителя случился приступ эпилепсии. Я сидел рядом с ним, а за нами было 12 артистов. Пришлось в буквальном смысле выруливать ситуацию. И только задним числом я вспомнил, какая была дата...
Я даже в календаре обвожу «18», чтобы никуда не ходить. Лучше пересидеть этот день дома. Обычно валяюсь на диване, пытаясь исключить все возможные риски. Хотя с современным ритмом разве можно что-то пересидеть.
С другой стороны, я все равно фаналист. Если надо, то, конечно, выйду на улицу, поеду по делам. В любом случае, ясно: то, что судьба прописала, то и случится. Как говорится, рожденному быть утопленным не дано быть повешенным.
Расплачивался за популярность
- 50 лет назад вы стали, как обычно пишут, самым известным мальчиком в городе Курск, в котором родились...
- Да, когда меня поймали в метро, мне было всего 14 лет. Когда снимали фильм о юнгах, мне было 15. А уже вскоре картина вышла. В Курске висели афиши, на которых было написано: «Смотрите! Смотрите! В главной роли - ученик 6-й курской школы Игорь Скляр!!»
Казалось бы, вот она - слава. Однако она доставалась мне нелегко, а именно черед битье. Мне приходилось в прямом смысле расплачиваться за популярность. Мальчики постоянно пытались меня задеть.
- Зачем?
- Наверное, чтобы не зазнавался. Слишком стал знаменитым. Я даже пошел на бокс, чтобы давать сдачу. Упорно занимался. Но это спасало меня только на короткое время.
Я знал четко: моя задача - продержаться хотя бы 5 почетных минут. По крайней мере, не струсил и не убежал. А через 5 минут меня уже начинали бить ногами.
Зато девушки постоянно звонили. Естественно, я реально не мог со всеми встретиться, потому что их было столько! Хотелось разбить телефон. Это ведь сейчас можно заблокировать номер или взять другой.
А тогда наш семейный телефон был в справочной книге города Курска. Любой мог взять и позвонить. Телефон был горячим в прямом смысле. Только я клал трубку, как снова кто-то звонил. В таком режиме приходилось жить довольно-таки долго.
Увы, выдернуть аппарат из розетки тоже было нельзя, поскольку мог и отец позвонить, и мама, и какие-то родственники. Так что ощущение от свалившейся славы было двойственным. С одной стороны приятно, а с другой - по-настоящему больно.
Зато когда через 10 лет вышла комедия «Мы из джаза», меня уже никто не встречал с кулаками. Но стали обзывать Старым Роялем. Потому что в картине была такая песенка.
Впервые так меня назвали в Питере на Невском проспекте. Девчонки сначала прошли мимо, а потом бросили вдогонку. И уже не важно, что ты потом сыграл десятки ролей, до сих пор я для многих Старый Рояль. Теперь хотя бы по возрасту подхожу (смеется).
Ушёл из кино на 4 года
- Обидно...
- Нет, что вы. Я воспринимаю это прозвище как профессиональное имя. И ни в коем случае не обижаюсь. Многие артисты, которые сыграли немало ролей, вообще безымянные.
В общем, пусть называют, как хотят, только бы не забывали. Так я поначалу думал. Конечно, очень собой гордился. Мне постоянно предлагали где-то сниматься. И я ничего не отвергал. Купался в лучах славы.
Но в какой-то момент понял, что мне предлагают, по сути, одно и то же. Когда в 1985 году вышел фильм «Начни сначала» с песней «Комарово», то вообще проходу не давали.
Я еще немного помучился, а потом решил «завязать» со своим веселым и беззаботным амплуа. В какой-то момент стал категорически отказываться от киноролей.
Причем довольно-таки долго - года четыре. Есть такой пробел в моей автобиографии. Для актера — это огромный срок. Но на тот момент мне жутко надоело быть заводным парнем-весельчаком. Подумал: все, хватит!
После чего с головой ушел в театр, где у меня была совершенно другая, по-настоящему творческая жизнь. Я играл серьезные роли в спектаклях по Достоевскому, Тургеневу, Вампилову и другим замечательным авторам...
Призвание — это жизнь
- Тем не менее вас и сегодня часто воспринимают не только как актера, но и как певца и музыканта. В чем вы видите свое главное призвание?
- Я считаю, что мое призвание — это жизнь. Во всех ее проявлениях. Не хочу на чем-то зацикливаться. Вот три дня назад я пел в джазовой программе.
А вчера играл в спектакле, который к музыке никакого отношения не имеет. Это уже совсем иная жизнь. В театре режиссеры ставят свои задачи, которые нужно выполнять.
Есть у меня и другие ипостаси. Все интересные и разные. Хотя на протяжении многих лет меня действительно воспринимали только в качестве некоего эстрадного исполнителя-балагура.
И не более того. Никто не замечал моих театральных ролей и других наклонностей. Их словно не было. Не раз появлялись продюсеры, которые спрашивали: «Почему бы тебе не давать сольные концерты?»
И называли суммы, которые готовы были в меня инвестировать. Говорили: мол, разве ты не хочеть стать таким, как... Называли громкие эстрадные имена. Но я объяснял, что не хочу становиться очередной звездой, поющей под фонограмму.
- Тем не менее джаз вы исполняете.
- Джаз это для души. А в эстраде, увы, слишком много пены, но какой-то сути практически нет. Сейчас такая аппаратура, что фактически уже любой может выйти на сцену.
Безупречная звуковая дорожка заранее записана. Все идеально отшлифовано с помощью компьютерных программ. Делать ничего не нужно: только открывай рот.
Понятное дело, это ничто иное, как халтура. Зато столько денег можно заработать. Но я никогда не хотел быть очередным понтовиком, у которого пальцы веером.
Чтобы обо тебе писали, на какой машине ты приехал, какой у тебя портной, дантист или пластический хирург. Это точно не для меня. К счастью, не дал себя уговорить. «Я подумаю...» - уклончиво отвечал. «Ты подумаешь?
Да у нас будущие эстрадные звезды в очереди стоят!» - мне говорили. Потом периодически звонили: «Ты надумал?» Я говорил: «Нет еще...» В конце-концов обо мне забыли. Теперь я вижу, что не ошибся в своем выборе. Мне дурная слава точно не нужна, - улыбнулся Игорь Скляр.
- Поздравляем с юбилеем, желаем дальнейших творческих успехов!
Читайте другие материалы автора:
Илзе Лиепа: «Отец всегда был очагом вдохновения!»
Илзе и Андрис Лиепы - звёзды русского балета
О Барышникове, получившем гражданство Латвии за особые заслуги
Алла Духова: «Тодес» - это таблетка для настроения!»
Развеиваем мифы: Латвия, Литва и Эстонии не выходили из СССР