В последнее десятилетие 20 века с развитием СМИ маркетологи научились создавать тенденцию и формировать спрос настолько, что в массовом производстве автомобилей любой марки можно найти общие черты. Почти весь прошлый век крупные производители машин часто пытались идти своим путем в поиске дизайнерских и конструкторских решений, не сформировав целевую аудиторию, поэтому иногда получали модели, не нашедшие спроса.
Yugo GV, 1985-1991
Произведённая в Югославии в компании Zastava на базе итальянской модели Fiat 127, эта компактная машина поставлялась в США. Однако «народным автомобилем» у американцев так и не стала. Электрика, конструкция, внешний вид, надежность — все параметры были настолько плохи, что несмотря на низкую цену (Great Value), потребителем была отвергнута.
Chevy Vega, 1971
Внешний вид этой машины — не самая большая проблема ее отторжения. Двигатель был настолько плохо проработан, что масло можно было заливать, как бензин. Охлаждение мотора не прощало недосмотра и приводило к перегреву и выходу из строя.
Перед машины получился перегруженным и разваливался на первых сотнях миль. Кузов выполнен из некачественного железа и ржавел на глазах. Крылья приходилось менять через два сезона.
Edsel Corsair, 1958
Внешний вид и название не нравилось никому, что для машины, пытавшейся попасть в среднюю ценовую нишу, однозначно означало провал. Решение вынести переключение передач на руль хоть и отдавало новизной, но приводило к авариям при случайном касании. Автомобиль получился настолько неудачным, что выпускался не более двух лет.
Zundapp Janus, 1957-1958
Знаменитый производитель немецких мотоциклов решил выпустить микролитражку необычного вида: четырехместный салон, сиденья в котором расположены спинками друг к другу, и между ними — двигатель и бензобак. Кузов имел открывающиеся вперед и назад две двери.
Забавный автомобиль с именем двуликого Януса выпускался чуть больше года. Очевидно, покупатели не выдержали соседства с бензобаком и работающим двигателем. Остановка производства этого детища закрыла достойную историю мотоциклетной фирмы — она обанкротилась.
Suzuki X90, 1993-1997
Сложно поддающийся классификации автомобиль — это двухместный внедорожник или родстер. Салон удобен для двух человек, высокие арки колес, полный привод с двигателем объемом 1.6 литра вполне справлялся с бездорожьем, доступным пляжному внедорожнику.
Удобный и не слишком дорогой автомобиль для путешествия двух человек, скорее всего, за необычный вид был тоже включен в худшие авто и не получил распространения.
По нашу сторону «железного занавеса» тоже был свой автопром, в котором были свои лидеры и аутсайдеры. Одна из моделей, выпускаемых ранее в ГДР, присутствует в американских рейтингах худших машин в первой десятке. В список таких автомобилей 20 века можно включить следующие модели:
Trabant P50, 1957
Производившийся в течение 10 лет автопромом ГДР автомобильчик имел пластиковый корпус на металлической основе.
Трабант оснащался двигателем мощностью 26 л. с. очень неудачной конструкции — постоянно требовалось контролировать масло. Топливом служила смесь бензина и газа, которая самотеком стекала из бака, расположенного над двигателем.
Пластиковые элементы кузова могли рассыпаться даже на небольшой скорости. Однако в отсутствии выбора машина была вполне востребован и до сих пор вспоминается с теплотой.
«Москвич» 2141, 1986-1997
Задуманный как авто более высокого класса, чем «Жигули» с передним приводом, из-за низкого качества сборки, а также плохих комплектующих вышел недоделанным.
Отсутствие собственного двигателя для такого автомобиля усугубило положение. Мотор от «Ваз» 2106 или уфимский 21412 с трудом разгонял «Москвич» с нагрузкой.
Тяжелый кузов оказался склонен к образованию трещин. Плохая покраска приводила к быстрой коррозии — в общем, автомобиль получился сырой.
Дальнейшая модификация с установкой двигателя от Рено поправила имидж, но ненадолго. Потенциал перспективной модели оказался не реализован. Дефолт 1998 и остановка завода АЗЛК окончательно закрыли вопрос с «Москвичом».
ГАЗ-3111, 1998
Попытка выпустить «Волгу» третьего поколения предпринималась с начала 90-годов. Отдельные элементы конструкции отрабатывались на ГАЗ-3105 и других переходных моделях.
Получила новая «Волга» все, что нужно автомобилю бизнес-класса: ABS, климат-контроль, ГУР, 16-клапанный двигатель, подушки безопасности и прочие опции.
Однако машина была невыносимо дорогой. Попытка навязать ее чиновникам и топ-менеджерам госпредприятий не удалась — они распробовали роскошь представительских машин западного производства.
Даже давление вице-премьера не помогло усадить «слуг народа» в отечественный автомобиль. Оригинальная и достойная машина оказалась невостребованной и не пошла в серию.
Chevrolet Blazer, 1996-1998
Отверточная сборка этой машины началась в Елабуге. Солидный, большой автомобиль собирали трое рабочих не больше часа — ставили бамперы, зеркала и еще по мелочи, и получалась практически российская машина.
Правда, летний, «бразильский» вариант этого приличного джипа не слишком подходил к нашему климату. Изначально он поставлялся с задним приводом, с 2,2 литровым мотором и мощностью 106 л. с.
Покупателей нашлось за два года около 4 тысяч — 23 тысячи долларов за автомобиль получилось дороговато. Небольшие поставки Блейзера с мотором в 180 л. с., полным приводом и крутой комплектацией проблему с продажами не исправили. Дефолт 1998 года похоронил и этот проект.
ИЖ-2126, 1990-2005
«Ижмашу» удалось поставить Иж-2126 Орбита (Ода) на конвейер в начале 90-х годов, но производство сразу не стало массовым из-за плохого качества изготовления.
Хороший салон, грамотная компоновка — агрегатная часть машины спроектирована достойно. Однако набор кузовов и модификаций с полным приводом не спасло от закрытия этот проект. Хотя адекватная качеству цена позволяла находить машине своего покупателя некоторое время.
Однако карбюраторный двигатель модели явно устарел. Переход на Евро-2, ужесточение требований по экологии потребовало дополнительных капитальных затрат. Финансирования для этой модернизации не нашлось, и «Ижмаш» перешел на выпуск «Жигулей».
Заключение
В 20 веке глобализация еще не охватила весь мир, и тогда одни части света могли считать лучшим транспортом слона, другие — верблюда, а для третьих вообще «олени лучше».
Выставление рейтингов и антирейтингов автомобилей было делом субъективным и очень подверженным влиянию интересов локальных производителей.
В 21 веке, когда Интернет-торговля и доступность информации охватили весь мир, возможности сравнивать и выбирать больше. Выход на глобальный рынок автопроизводителей Китая и Индии добавит худших машин в списки.