Найти в Дзене
КРАСНЫЙ СЕВЕР

Ван Гог. Автопортрет нерукотворный

В личных письмах Винсента Ван Гога младшему брату Теодору — единственному близкому и понимающему человеку — изложена история не безумца, а маленького человека с огромной любовью к искусству, к людям. И жёлтому цвету.

Чудеса случаются с теми, кто в них верит. Впервые я прочла биографическую книгу о Ван Гоге «Жажда жизни» три года назад, и она произвела на меня неизгладимое впечатление. Вопреки досужим мнениям я увидела человека с сильным духом. С тех пор вышло несколько экранизаций о судьбе художника, которые по-разному отражали его жизнь и творчество. Наконец я получила счастливую возможность посетить спектакль «Ван Гог. Письма к брату». Мне верилось, что именно Евгений Миронов сможет отразить всю мощь и печаль гениального художника. Звёздное сочетание: Евгений Миронов — артист, творчеством которого я восхищаюсь, Ван Гог — художник, который подарил мне высокий смысл живописи, честности с собой и верности своему выбору, а также классическая музыка — произведения Иоганнеса Брамса, Альфреда Шнитке, Густава Малера, Людвига ван Бетховена — в исполнении ансамбля «Солисты Москвы» под руководством маэстро Юрия Башмета.

«Письма Ван Гога — это крики страдания огромного погибающего художника», — так начался спектакль. Письма разных лет адресованы единственному человеку, который помогал художнику морально и финансово, поддерживал его в болезни и в радости, — его младшему брату Теодору.

-2

Фото: wjarek / shutterstock.com / Fotodom

Ван Гог делится с братом как рядовыми новостями, так и самыми сокровенными мыслями. Так мы с печалью констатируем: великий в наших глазах художник понимает, что современники видят его чудаком, неприятным человеком, не имеющим никакого положения в обществе. «Ничтожество из ничтожеств», но своей работой он мечтает показать, что это не так и что есть на сердце такого чудака.

Ван Гог предстаёт простодушным, кротким, лишённым каких-либо амбиций человеком. С огромным уважением он перечисляет имена художников, своих современников. Он ценит их способность продавать картины, но не особо переживает, что его работы не востребованы. Жалеет только, если средств не хватает на холсты и краски.

И вот кульминация: только что Ван Гог был на подъёме, с нетерпением ожидал приезда Гогена, мечтал о совместном творчестве, а следующее зачитанное письмо — из лечебницы. От предвкушения счастья — к отчаянию. И отчаяние это наше, зрителя, ведь сам художник не говорит о своей боли. Ван Гог снова кроток, просит брата не беспокоиться, уверяет, что он в порядке, бодр, и снова мысли все его — о работе. «Умер, любя своё искусство и не чувствуя ненависти к другим людям», — написал Гоген. Вся драма жизни художника развернулась благодаря энергетике чтеца, прекрасно подобранным музыкальным произведениям, передающим атмосферу момента, и чудесным картинам на экране. Глубокий, экзистенциальный спектакль, который актуален и в наши дни.

Текст: Александра Гриднева

Журнал «Ямальский меридиан», №11, 2022 г.