Найти в Дзене
AIRBORNE

Крокодил на борту

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем. Хотелось бы поведать Вам об одной необычной авиакатастрофе, произошедшей по причине проноса пассажирами на борт воздушного судна грузов, запрещенных к перевозке без надлежащего оформления и условий транспортировки. Описание 25 августа 2010 года самолет L-410 авиакомпании «FilAir» направлялся из провинции Центральное Конго в город Бандунду, после чего должен был вылететь в столицу страны - Киншасу. Однако борт разбился при заходе на посадку в Бандунду примерно в 12:00 по местному времени. 20 человек, включая двух пилотов - бельгийца и британца, погибли. Одному пассажиру удалось выжить и впоследствии рассказать о том, что произошло на борту этого самолета. Развитие событий Оказалось, что при вылете из Центрального Конго один из пассажиров умудрился пронести на борт настоящего живого крокодила, спрятанного в спортивной сумке. Пассажир вместе со своим «неприметным» багажом расположился в хвостовой части самолета. Вообще, така
Оглавление

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.

Хотелось бы поведать Вам об одной необычной авиакатастрофе, произошедшей по причине проноса пассажирами на борт воздушного судна грузов, запрещенных к перевозке без надлежащего оформления и условий транспортировки.

Описание

25 августа 2010 года самолет L-410 авиакомпании «FilAir» направлялся из провинции Центральное Конго в город Бандунду, после чего должен был вылететь в столицу страны - Киншасу. Однако борт разбился при заходе на посадку в Бандунду примерно в 12:00 по местному времени. 20 человек, включая двух пилотов - бельгийца и британца, погибли. Одному пассажиру удалось выжить и впоследствии рассказать о том, что произошло на борту этого самолета.

L-410 авиакомпании «FilAir»
L-410 авиакомпании «FilAir»

Развитие событий

Оказалось, что при вылете из Центрального Конго один из пассажиров умудрился пронести на борт настоящего живого крокодила, спрятанного в спортивной сумке. Пассажир вместе со своим «неприметным» багажом расположился в хвостовой части самолета. Вообще, такая выходка - не редкость в странах Африки, люди там часто перевозят все, что можно и что нельзя. Однако на этом рейсе все пошло не по плану.

Во время захода на посадку рептилия высвободилась и пошла гулять по салону.

Салон пассажирского L-410
Салон пассажирского L-410

В самолете моментально началась паника: пассажиры ринулись к кабине пилотов, спасаясь от хищника. В результате быстрого перемещения этой испуганной массы людей центровка самолета* сместилась вперед и вышла далеко за предельное ограничение. Экипаж уже ничего не смог сделать, и самолет рухнул на жилой дом, практически полностью разрушившись.

Место крушения. Автор: radio okapi.
Место крушения. Автор: radio okapi.
*Центровкой самолета называют расположение центра масса по отношению к средней аэродинамической хорде крыла (САХ) и выражают ее в процентах от этой хорды.
Определение центровки
Определение центровки

У каждого самолёта существуют определенные производителем предельная передняя и задняя центровки. Самолет L-410 имеет диапазон центровок 17-30%. То есть производитель гарантирует, что в данном диапазоне центровок самолет будет устойчив и управляем. Обязанность экипажа - следить за тем, чтобы центровка всегда располагалась в данном диапазоне.

Нормальная центровка ВС
Нормальная центровка ВС

Только в этом случае пикирующий момент, которое создает крыло, и кабрирующий момент горизонтального оперения (ГО) можно будет уравновесить.

Однако если центровка по каким-либо причинам за эти пределы все-таки выйдет - будет беда.

Ненормальная центровка ВС
Ненормальная центровка ВС

Из-за увеличившегося плеча подъемной силы крыла (Yкр) пикирующий момент значительно возрастет (особенно при выпуске закрылков) и «перевешивает» кабрирующий момент горизонтального оперения. Хода руля высоты попросту не хватит, чтобы уравновесить моменты, и самолет будет пикировать, пока не столкнется с землей. Собственно это и произошло, когда пассажиры ринулись в носовую часть самолета, сместив центр масс.

Естественно, что представленный производителем диапазон центровок указан с определенным запасом, но это не повод, чтобы выходить за ограничения, испытывая судьбу.

Выводы

По иронии крокодил выжил, но позже был застрелен спасателями, извлекавшими из-под обломков самолета тела погибших. Эта катастрофа - хороший пример того, насколько важно соблюдение всех процедур предполетного досмотра и обеспечения безопасности в целом. Но все же истинной причиной этой катастрофы, наверное, можно считать неконтролируемую панику на борту. Есть хорошая поговорка: «Не можешь предотвратить панику - возглавь ее», но это, конечно, еще надо научиться делать, чтобы направлять обезумевшую толпу людей в нужное русло.

А что Вы думаете об этой катастрофе?

———————————————————————

До новых встреч и хорошего полёта!