Найти в Дзене

Почему фингерстайл не стиль?

Оглавление

Зайди сейчас на какой-нибудь YouTube и наравне со всякими Metal, Jazz и прочих Cover увидишь туеву хучу роликов, где в названии фигурирует «Fingerstyle Guitar Cover». Прикол еще и в том, что на сайтах музыкальных магазинов в описании некоторых акустических гитар можно увидеть, что некоторые из них хорошо подойдут для фингерстайла...

О как! Видимо Марк Нопфлер после того, как прочитал это, волосы и потерял.

Шутки шутками, но что это еще за «стайл» такой?

Спроси сейчас это у любого мало-мальски знакомого с гитарой и он, как пить дай ответит, что это когда одна гитара звучит, как две. Намекая на то, что гитарист играет на гитаре мелодию и аккомпанемент к ней одновременно.

Для многих неискушенных, это чуть ли не единственный критерий определяющий фингерстайл. Кстати, для многих он стал и определяющим в своем стремлении заняться гитарой серьезно. Ибо изобразить в одну харю даже на простенькой гитаре, если уж не оркестр, то как минимум дуэт, еще то искушение. Ева с яблоком нервно платочек теребит в сторонке.

Тем не менее фингерстайл, это не стиль и даже не стиль игры, да и вообще термин неправильный, потому что применим не только разным стилям музыки, но и разным инструментам. Но если применительно только к гитаре, то получается очень интересная и занимательная история. Вот, если вкратце.

Классическая гитара

Классическая гитара — это альфа и омега мирового гитаризма, наиболее яркий и древний пример использования техники фингерстайла. Сейчас в широком смысле термин «классический» применяется ко всей музыке исполняемой на гитаре с нейлоновыми струнами, а не музыки периода классицизма. Конечно ни кто не запрещает играть Баха, Джулиани, Шопена и других классиков на гитаре со стальными струнами. Даже наоборот, приветствуется. Но так уж повелось, что классическая гитара в современном мире в первую очередь ассоциируется именно с нейлоновыми струнами, классической посадкой и классической техникой игры пальцами апояндо и тирандо.

Дэвид Рассел играет «Воспоминания об Альгамбре» Франсиско Таррега

На самом деле, возьмите любой самоучитель по гитаре прошлых лет или современности, и вы увидите в нем упражнения, этюды и произведения, которые играются пальцами. А что это, как не фингерстайл?

Даже пресловутое глушение струн (Palm muting) у подставки, которое тоже приписывают к особенностям «фингерстайла», это ни что иное, как пиццикато.

Но тут важно понимать, что за время своего существования классическая гитара, кроме классической музыки впитала в себя и другие стили музыки: фламенко, джаз, рок и др. А вместе с этим и некоторые технические приемы тоже перекочевали в классику.

Фламенко

Гитара фламенко хоть и связана с техникой классической гитары, но у нее есть свои особенности, которые позволяют выделить в отдельный стиль, скажем так, фингерстайла.

В первую очередь стоит выделить то, что во фламенко гитара изначально в большей степени была аккомпанирующий инструмент для голоса или танцев, чем солирующий. Отсюда и характерные для нее ритмичность и громкость. Яркими ее в этом плане делают расгеадо и гольпеадо.

Клайв Харви демонстрирует технику игры на гитаре фламенко.

Расгеадо — наиболее яркий и колоритный прием в этом стиле. Тот самый «испанский бой», который в первую очередь приходит на ум при упоминании фламенко. Выполняется он путем поочередного удара по струнам пальцами правой руки, как будто раскрывается или закрывается веер. Но это всего лишь один из вариантов, коих насчитывается порядка двадцати. Правда, это в большей степени варианты ритмических рисунков исполняемых базовыми приемами.

Гольпеадо — перкуссионный приём выполняемый постукиванием пальцами по деке гитары, а накладка защищающая деку от царапин называется гольпеадор.

По сути гитара фламенко, это совокупность выше названных приемов в сочетании с мелодическими линиями, исполнение которых тоже имеет характерные для фламенко черты. Как правило исполняемые приемом апояндо, но с большей атакой, например, пассажи пикадо или тремоло. Тема для изучения обширная, но очень интересная в плане обогащения своих гитарных возможностей.

Североамериканская традиционная гитара

Североамериканская гитарная школа наверное одна из самых раскрученных тем, которая и породила путаницу с термином фингерстайл, как стиль музыки. Гораздо уместнее назвать жанром фингерпикинг, которому и соответствуют те черты приписываемые многими «фингерстайлу» — одновременное ведение равномерного баса с аккордовыми заполнениями и мелодии. Но такая манера игры используется в разных стилях традиционной североамериканской гитарной музыке: фолк, кантри, блюз и др. Которые часто многими авторами, объединяются под одним термином кантри-блюз.

Блюз «Crow Jane» в исполнении Пинка Андерсона

Для данной техники характерны остинатные фразы, в простонародье риффы, называемые в различных нотных сборниках фингерстайл или фингерпикинг паттерны. По сути техника зародилась, как имитация игры пианиста в популярном в конце XIX начала XX веков жанре регтайм, где большой палец выполнял роль левой руки, а остальные правой. Кантри-блюз можно считать отправной точкой дальнейшего развития североамериканской традиции, который породил другие эффектные приемы фингерстайла используемые в разных стилях музыки.

Картер лик

Картер лик — техника фингрестайла названная в честь гитаристки Мэйбелл Картер из группы The Carter Family. Характерной чертой данного стиля является исполнение мелодии на басовых струнах и аккордовых заполнениях на высоких. По сути, это известный многим лик из ритм-гитары блюграсса «бум-чик» и его производные с мелодией в басу.

Мэйбелл Картер - «Gold Watch And Chain»

Называть барышню автором данной техники наверное не стоит. Более того, какое-то время она нехило наяривала медиатором, но видимо под влиянием других музыкантов перешла на эту манеру игры. Кстати, вспомните Джо Пасса, тоже еще тот «фингерстайльщик» и фанат «шагающего» баса.

Трэвис пикинг

Трэвис пикинг — техника игры на гитаре названная в честь Мерла Трэвиса с характерным использованием чередующегося баса, аккордов и мелодии. Тоже не является изобретением Трэвиса, он скорее популяризатор данной манеры игры на гитаре. Сам Мерл рассказывал, что его вдохновили два шахтера Моуз Рейджер и Айк Эверли, которые в свою очередь модернизировали характерную для Кентукки манеру игры на гитаре в среде народных гитаристов. Отсюда и другое название «Кентукки тамбпикинг» или просто «Тамбпикинг» из-за использования медиатора для большого пальца.

Характерной чертой данной техники является использование двух пальцев, его еще называют двухпальцевый стиль, и глушение струн (palm muting) правой рукой. При этом большой палец в исполнении Трэвиса зачастую играет не одну ноту аккорда, а сразу несколько. Глушение происходит не только на басовых струнах, но и на средних в аккордовых заполнениях, что придает гитаре характерное стаккатное звучание в аккомпанементе.

Мерл Трэвис - «Cannonball Rag»

Трэвис пикинг сейчас наверное самый популярный прием игры на гитаре среди гитаристов любителей. А Чет Аткинс, Томми Эммануэль, Марсель Дади и другие известные гитаристы поспособствовали его популярности. Можно смело говорить, что бо́льшая часть большинства учебников по фингерстайлу будут посвящены именно Трэвис пикингу и его производным.

Однако помимо тамбпикинга, Трэвис использовал еще и восходящие роллы в которых большим пальцем играются последовательно две ноты на соседних струнах, а затем указательным ноту на третьей струне. По звучанию напоминает прием свип, который часто используют Ингви Мальмстин, Фрэнк Гамбале и другие гитаристы играющие на электрогитарах рок или тяжелую музыку.

В общем-то про Мерла Трэвиса можно смело говорить, что он все играл двумя пальцами и ролик выше с композицией «Cannonball Rag» наглядно это показывает.

Стоит заметить, что американская традиционная гитара впитала в себя технику других народных инструментов, например банджо-роллы, слайд-гитару, бенды и пр., которые очень широко используются в современной музыке.

Клаухаммер и фрайлинг

Клаухаммер и фрайлинг два приема игры позаимствованные из техники банджо.

Клаухаммер — представляет из себя цепляние струн большим и указательным пальцем.

Фрайлинг — щелчок по струнам ногтем среднего пальца.

Клаухаммер - Урок акустической гитары со Стивом Боманом.

Каждый из элементов может использоваться как в аккомпанементе, так и в игре соло, что в свою очередь в итоге создает интересное и необычное звучание.

Molly Tuttle - «Take The Journey»

Перкуссионный фингерстайл

Перкуссионный фингерстайл наиболее интересная и сложная в исполнении группа техник, куда входят различные удары по струнам, постукиванию по корпусу гитары, «скребки» по заглушенным струнам и прочие приемы звукоизвлечения, которые призваны создавать эффект ударных инструментов. Сюда же, в принципе, частично можно отнести и тэппинг с флажолетами.

Andy McKee - «Africa» (Toto)

Однако, было бы неправильным называть перкуссионные техники вершиной мастерства игры на гитаре. Некоторые из них достаточно просты и очень часто встречаются в аккомпанементе или партиях ритм гитары, причем исполняемых, как пальцами, так и плоским медиатором. Так что необязательно играть, как Энди Макки, чтобы придумать классную аранжировку. Зачастую бывает достаточным грамотно вписать в общий контекст один или два элемента в композицию.

Extreme - «More Than Words»

Strum (бренчание или бой)

Раз уж тут речь зашла о медиаторах, то нельзя не вспомнить еще об одном приеме исполняемым пальцами, который можно отнести к так называемым гитарным боям. В англоязычной литературе он называется «Strum». Суть его сводится к тому, что сложенные большой и указательный пальцы, как будто вы держите ими медиатор и ударяют по струнам так же, как если был медиатор.

Пальцы правой руки при игре приемом приема «Strum»
Пальцы правой руки при игре приемом приема «Strum»

Конечно пилить пассажи таким образом аля Мальмстин у вас вряд ли получится, а вот наиграть пульсацию шестнадцатыми наподобие фанковских аккордовых риффов вполне.

Фрагмент упражнения из видеоурока Вики Генфан
Фрагмент упражнения из видеоурока Вики Генфан

Если кому интересно, можете посмотреть другое ее упражнение здесь.

К чему все это?

Как говорил Остап Бендер: «Не делайте из еды культа». То, что термин «фингерстайл» стал таким популярным, это больше дань моды. Ну, разве что написав в названии «фингерстайл» всем будет понятно, что чувак на видео слабает на акустике пальцами какую-нибудь известную песенку. А вот в каком стиле он ее сыграет, не факт, что сам он знает.

В наше время про ту или иную аранжировку уместнее будет сказать, что это стиль самого гитариста, а не какой-то определенный жанр музыки. Ибо многие музыканты в поисках своего стиля заимствуют разные приемы игры и в этом случае главное задачей остается привести все к определенному знаменателю. То есть сыграть пьесу в одной стилистике не в ущерб музыке, а не смешать все в кучу, показать какие фишки выучил.

Более того, многие приемы из арсенала современного гитариста более распространены, чем может показаться. Вспомните, как вы начинали играть? Особенно те, кто лет 20-30 назад это делал. Просили своего друга показать аккорды с боем к какой-нибудь песне и думать не думали, что это какой-то фингерстайл. Мало кто в тот момент задумывался, что пресловутый бой «восьмерка» можно классифицировать, как расгеадо.

Так что, хотите вы этого или нет, но Высоцкий, Окуджава, Розенбаум это тоже будут фингерстайл гитаристы. Тут вопрос в другом: насколько их игра техничнее будет? Однако для аккомпанемента хватает вполне. Да и мастерство не только крутыми фишечками измеряется. Каждый в музыке находит что-то свое.

Ну, а если кому-то хочется пойти дальше, чем просто выучить любимые песни под гитару, то было бы желание, а возможностей сейчас предостаточно. В вашем распоряжении книги, видео и аудиоуроки, гитарный софт. Информацию найти не сложно, заходите в ВК в группу «Архив гитариста» и вы там наверняка найдете то, что вам нужно.

А что касаемо слова «фингерстайл», то деваться некуда, в некоторых случаях будем пользоваться им, как и все остальные.

На этом все. Не забудьте подписаться на канал, вас ждет много интересной информации о гитаре.