Радикальные перемены во всеми любимой игре можно трактовать по-разному. Для кого-то смена дизайна мяча к очередному чемпионату мира – чудовищный катаклизм, переворачивающий вечные футбольные ценности, а для кого-то и введение видеоповторов – всего лишь неизбежный процесс развития. Но есть глобальные вещи, реально изменившие любимую игру, которые со всей очевидностью заметны спустя время невооружённым глазом. О них и поговорим. Точнее, о некоторых из них, которые кажутся наиболее значительными автору этой заметки.
В самом начале развития современного футбола, с середины XIX века и примерно до десятых годов прошлого века, чуть не каждый год в футболе происходило что-то значительное, повлиявшее на будущее игры: приводилась к общему стандарту футбольная форма, корректировались правила игры, вводилось понятие судейства – все эти базовые вещи мы оставим в стороне, как само собой разумеющиеся и посмотрим на судьбоносные изменения, происходившие уже в двадцатом веке, когда футбол уже начал своё шествие по стадионам всей планеты. А именно – пришедшиеся на два десятилетия в середине века.
И первая такая революция коснулась главного «действующего лица» на поле – футбольного мяча. Собственно, вес мяча, его размеры и материалы, из которых он должен быть изготовлен, были стандартизированы ещё в 1872 году и несущественно скорректированы в 1937 году, с тех пор оставшись неизменными до наших дней. Вес: от 410 до 450 грамм. Размер: от 68 см до 70 см. Материал: резиновая камера, прокладка и покрышка из кожи или идентичных материалов.
И вот в этом последнем пункте, этих самых материалах, из которых должен быть сделан мяч, как раз и кроется первое радикальное, на мой взгляд, изменение, повлиявшее на зрелищность и развитие футбола в целом. С камерой ничего особенного не происходило, прокладка между камерой и покрышкой тоже просто развивалась незаметно и стандартно, а вот внешнее покрытие мяча… Дело в том, что до сороковых годов прошлого века покрышка мяча была исключительно из коровьей кожи. Кожа животного происхождения – прекрасный эластичный материал, но у неё есть огромный недостаток: состояние кожи зависит от окружающей среды и особенно неприятно то, что она впитывает влагу. Например, во время дождя мяч становился тяжёлым и превращался в громоздкий предмет, малопригодный для игры.
Другой большой недостаток тогдашних мячей – шнуровка. От того, насколько аккуратными были швы, связывающие кожаные панели, и сама шнуровка, зависело то, как будет себя вести мяч в ногах и даже траектория его полёта во время удара по воротам. Как это могло влиять на игру, достаточным примером может служить первый мундиаль в Уругвае в 1930 году: в финале между сборными Аргентины и Уругвая первый тайм игрался мячом, по своей конструкции больше знакомым аргентинцам, и они выиграли первый тайм со счётом 2:1. А вот во втором тайме игра продолжилась с «уругвайским» мячом «T-model», и хозяева в итоге выиграли финал со счётом 4:2.
В 1950 году в Дании был произведён мяч новой конструкции. В нём отсутствовала шнуровка и он был собран из 32 панелей-многоугольников, 20 шестиугольников и 12 пятиугольников. Такая конструкция делала мяч практически идеально круглым. Правда, пройдёт ещё двадцать лет, прежде чем этот мяч триумфально вытеснит всех конкурентов и станет основным мячом на долгие десятилетия.
Параллельно примерно в это же время с пятидесятых годов начали разрабатываться искусственные синтетические материалы, заменявшие кожу. Теперь мячам была почти не страшна влага, мяч не менял вес и форму под дождём, Продолжительность его срока службы и устойчивость к нагрузкам были в разы увеличены. С тех пор менялись конструкция и количество панелей, усложнялись свойства подкладок и материал покрышек, но принципиально именно в те годы – с 1950 по 1970 – футбол обрёл тот классический футбольный мяч, который мы знаем.
Другая революция, касающаяся экипировки и повлиявшая на технику футболистов и зрелищность игры в целом, произошла в 1954 году: в том году в финале чемпионата мира сборная ФРГ обыграла сборную Венгрии и стала впервые чемпионом мира, а залогом этого успеха стали бутсы, разработанные фирмой «Адидас». Эти бутсы имели съёмные шипы с оптимальной расстановкой на подошве, но главное: бутсы теперь были вдвое легче всех, в которых до этого играли футболисты! Вдвое! Это всё равно, что освободить игроков от кандалов, мешавших настоящим скоростям и виртуозной технике. Этот прорыв был также связан, конечно, с изобретением новых синтетических материалов, заменивших обычную кожу в производстве бутс.
Кстати, все знают про три полоски на кроссовках и бутсах «Адидас», как самый узнаваемый образ спортивной обуви, а между тем, раньше этой немецкой фирмы, другой известный европейский бренд Patrick https://patrick-russia.com/ начал использовать ещё в тридцатых годах две и три полоски на своей обуви. Этот элемент родился не столько как декоративная составляющая, сколько как технический функционал, придающий обуви дополнительную прочность и устойчивость к деформациям.
И, наконец, ещё одно революционное нововведение, пришедшееся на те годы, касалось судейства в поле. До 1970 года роль судьи во время игры была довольно номинальной: судья вёл хронометраж, разруливал спорные моменты и, конечно, мог влиять каким-то образом на игру, но в целом был совершенно незаметной и, скажем так, безобидной фигурой на поле. Но после нескольких инцидентов на поле в международных матчах, когда выросли командные скорости, участились столкновения, а игроки стали злоупотреблять безнаказанностью за свои хитрости или откровенную неспортивную грубость, назрела более существенная роль футбольных судей.
И в 1970 году, помимо устных замечаний, которыми многие футболисты уже откровенно пренебрегали, судьям было дано право выносить предупреждение за то или иное нарушение, а в случае повторения – удалять с поля. Так появились жёлтые и красные карточки. Это несомненным образом повлияло на культуру игры, из футбола стали уходить сознательная грубость и неспортивное поведение, всё, что отвлекает непосредственно от игры.
Вот мы и дошли до светофоров, вынесенных хитрым автором в заголовок. Да-да, уличные светофоры тут очень пригодились. Дело в том, что английский судья Кен Астон, который, собственно, и изобрёл эти самые карточки, при определении цветов для этих карточек, руководствовался предупредительными цветами светофоров. Вот так всё просто. Революция революцией, но цветов в спектре всего семь, и при выборе нужного цвета, проще выбрать тот, который уже зарекомендовал себя в таком качестве в обыденной жизни.