Найти тему

02.04.03. Как построить отношения со строителями (или «Ты - начальник, я – дурак»). Часть 3.

Мы завершаем обсуждение прав и обязанностей Заказчика и исполнителя. На этот раз мы обсудим взаимные права и обязанности.

Перевозка.

Если участок находится в пределах 75-100 км от МКАД (надо отметить, что у разных фирм эти цифры могут разниться), то никакой дополнительной платы за доставку, кроме предусмотренной договором, с «Заказчика» не берется. Причем, при перевозке учитывается фактическое расстояние от МКАД, а не расположение километровых столбов на дороге. Если расстояние больше максимально оговорённого, то естественно придется доплатить согласно тарифу на километрочасы. И не стоит пытаться обмануть «Исполнителя», назвав меньшее, чем в действительности, расстояние. Обман все равно выявится, когда начнут завозить материал. А со скандала начинать строительство - это, согласитесь, не очень приятно.

-2

Сроки.

Сроки строительства оговариваются договором при его подписании и должны свято соблюдаться. При нарушении сроков работ в действие вступает «Закон о защите прав потребителей» и заканчивается дело выплатой неустоек. Сумма неустоек за каждый день просрочки в обязательном порядке указывается в договоре. Но надо помнить, что нарушение сроков выполнения работ возможно не только по вине «Исполнителя», но и по вине «Заказчика».

Например, если отсутствуют подъездные пути, или «Заказчик» уехал отдыхать и вовремя не подписал акт сдачи-приемки очередного этапа работ, или не может (а может быть и просто не хочет) оплатить очередной этап работ. Еще одна довольно частая причина задержек - это внесение изменений в проект со стороны «Заказчика». Походит человек, подумает, послушает и начинает на ходу что-то менять. А ведь материал-то уже завезен, и бригада давным-давно начала работать. И... стройка останавливается. И этот простой приходится оплачивать «Заказчику».

-3

Контроль качества.

У порядочной строительной фирмы должна существовать собственная контрольная служба (за рубежом такая служба называется «Службой заказчика» и мы будем называть её так же). В её обязанности входит посещение строящихся объектов с целью проверки на соответствие строящегося объекта техническому заданию и чертежам. Проверяется все до мельчайших деталей: увязка арматуры, глубина залегания фундамента, степень уплотнения грунта, применение антисептиков (там, где это необходимо) и т.д.

В обязательном порядке контролируется качество тех работ, которые после завершения строительства проконтролировать будет сложно. Это так называемые скрытые работы, к которым относится, например, укладка и вязка арматуры, прокладка коммуникаций и т.п. И скрытыми их называют потому, что, например, после заливки фундамента сложно определить, сколько ниток арматуры уложено в ленту и как они расположены – арматуру просто не видно. Выполнение таких работ в порядочных компаниях фиксируется не только соответствующим актом, но и с помощью фотографий, которые хранятся в архиве как минимум в течение гарантийного срока на строение. Причем, проверяющим не важно, что «Заказчик» работой прораба и бригады доволен – выполненная работа должна соответствовать технической документации и проводиться качественно и в срок.

На объекте также заводится специальный журнал, в котором фиксируются объемы выполненных работ, получение и использование строительных материалов, делаются записи о проверке «Службой заказчика» и т.д. «Заказчик» так же может записывать в этот журнал свой замечания и пожелания. Например, «Не согласен с качеством таких-то работ. Прошу остановить строительство!», или «Хочу внести изменения. Прошу приостановить строительство». И строительство будет остановлено. После чего либо на объект должен прибыть представитель «Исполнителя» либо сам «Заказчик» должен будет посетить офис «Исполнителя» и высказать свои замечания, пожелания или оговорить задуманные им изменения. Суть обращения, а также принятое на основании обращения решение должно быть зафиксировано в письменном виде и приложено к договору. И только после того, как решение по данному обращению будет принято, строительство может быть возобновлено.

Если «Исполнитель» по каким-то причинам отклонил предложенные заказчиком изменения проекта, то не следует пытаться всё же осуществить их, договорившись напрямую с бригадой. Если такой факт обнаружится, то «Исполнитель» будет вправе снять гарантийные обязательства на построенный дом.

-4

Сдача дома.

Комиссия, состоящая из представителей «Исполнителя» и «Заказчика» составляет акт приемки-сдачи работ. Если обнаруживаются какие-либо недоделки, то они так же вписываются в этот акт и подлежат устранению в 10-дневный срок. Если в указанный период выявленные недоделки не устраняются, то «Заказчик» вправе применить по отношению к «Исполнителю» штрафные санкции. Если недоделок нет, то работа считается завершенной и принятой.

Если работы проводились по классической схеме, а не по «нетвердой смете», то все остатки материалов сдаются «Заказчику» т. к. они им уже оплачены. Сдача – приёмка таких материалов фиксируется специальным актом.

-5

Гарантии.

На выполненную в соответствии с проектом работу предоставляется гарантийный срок - 1 год, 3 года или 5 лет. Конечно, в течение этого срока бывают рекламации. Основная их причина - плохое качество материалов, например, отделочной вагонки. Надо отметить, что деревянный дом невозможно построить сразу на 100% и больше никогда к этому вопросу не возвращаться. Обязательно будут какие-то виды работ, которые будут проводиться через год. И поделать тут ничего нельзя, поторопишься - через год все равно придется все переделывать. К работам, которые проводятся через год, относятся: окончательный монтаж лестниц (при строительстве выполняется только черновой монтаж), перетяжка полов, отделка внешних стен, конопатка швов и технологических зазоров и т.д.

-6

Проживание и питание бригады.

Это одна из причин, по которой «Застройщик» нередко не решается начать строительство: на его участке будут жить люди, а как он обеспечит их проживание, если на участке пока пусто. Ведь застройщик - человек жалостливый, ему же просто жалко рабочих. А раз он обеспечить рабочим проживание в тепле не может, то и строительство решает отложить.

Всё дело в том, что проживание и питание бригады - это целиком проблема «Исполнителя». У «Заказчика» на этот счет голова болеть абсолютно не должна. Бригада должна по возможности жить на участке, т.к. она на период строительства несет полную ответственность за завезенные для строительства материалы и за строящийся объект. Можно сказать, что на время строительства строительная площадка становится территорией фирмы «Исполнителя» и она несет за неё полную ответственность. Именно поэтому и желательно, чтобы бригада проживала в непосредственной близости от места проведения работ.

Если речь идёт о зимнем периоде, то, конечно, желательно, чтобы «Заказчик» в вопросе проживания как-то помог «Исполнителю». Но если нет такой возможности, то не страшно - есть несколько путей решения этой проблемы. Можно снять жильё для рабочих где-нибудь поблизости. Если объект стоит, что называется, в чистом поле и снять жилье просто негде, то «Исполнитель» обеспечит своих рабочих теплым вагончиком. И очень может быть, что после окончания строительства «Исполнитель» предложит «Заказчику» купить этот самый вагончик по остаточной стоимости, т.е. даже дешевле, чем по себестоимости. Если этот вагончик нужен на участке – приобретёте, не нужен – «Исполнитель» как привёз его на участок, так и вывезет.

-7

Хранение материалов и охрана объекта.

Вопросы правильного складирования материала, погрузочно-разгрузочные работы, охрана объекта в период строительства «Заказчика» вообще волновать и даже интересовать не должны. Этими вопросами занимается прораб и строительная бригада. «Заказчик» должен обеспечить перечисленные выше условия, а также вовремя принимать этапы работ и вовремя их оплачивать. В остальное ему вмешиваться абсолютно ни к чему. Есть вопросы - задайте их прорабу, есть замечания - скажите, а еще лучше запишите в журнал, не согласен с тем-то. Если причина совсем в веская, то напишите в журнале – «Остановить строительство!». И его тут же остановят, и пришлют из офиса компании вышестоящего специалиста для разбирательства. (Правда, если причина не веская, и Вы зря его остановили, то придётся оплатить время простоя бригады.)

Но руководить работами НЕ НАДО! Для этого есть прораб.

-8

Страховка.

Крупные фирмы обычно дают бесплатную страховку на сданный объект на срок 3 месяца. При этом подписанный с «Заказчиком» договор как раз и является актом оценочной стоимости, поэтому никаких специалистов для оценки объекта вызывать не нужно. Переход прав собственности к «Заказчику» происходит с момента проплаты им последнего этапа работ и подписания им приемо-сдаточного акта. Поэтому «Исполнитель» и предлагает «Заказчику» сразу же застраховать объект, чтобы он не оставался незастрахованным не то что несколько дней, а даже пяти минут.

А вот у тех, кто связался не с «серьезной» фирмой, а нанял «шабашников» такой возможности нет. Ведь у застройщика нет даже приемо-сдаточного акта, чтобы показать его в страховой компании. Конечно, выход существует и в такой ситуации, ведь страховые компании сейчас заключают всевозможные страховые договора и в том числе страхуют даже незавершенное строительство. Вот только заниматься этим вопросом застройщику придётся самому, в своё личное время и за дополнительные средства.

_____________________________________

Номер этой статьи в рубрикаторе журнала WOODFOCUS - 02.04.03.
(в рубрикаторе собраны все статьи, опубликованные журналом за весь период его существования
).

______________________________________

Целиком данную статью можно прочитать на сайте "Строим частный дом" перейдя по ССЫЛКЕ