Найти тему
VEDUGRAM

Загнул гидроцилиндр! Яхта не управляема

Оглавление

Сегодня речь пойдет о том, как делать не надо, чтобы яхта не потеряла управление.

Капитан парусно-моторной яхты
Капитан парусно-моторной яхты

Эту ошибку я совершил дважды

В 2015 году почти весь летний сезон я работал на парусно-моторной яхте в Подмосковье. Лодка была роскошная и очень большая. Таких больших парусников нет даже во всем регионе. На момент написания статьи эта яхта работает в Сочинском морском порту.

Управлялась она не совсем традиционно из-за своеобразного устройства редуктора (об этом я писал в статье выше), вперед - это назад, назад - это вперед. Но для меня левши с мышлением «наоборот» это было, есть и будет только на руку. Но суть в другом. Кроме необычного турецкого редуктора на ней был установлен сквозной гидроцилиндр. Он играет самую важную роль в управлении яхтой. Установлен в трюм кормового отсека на балер, к которому в свою очередь крепится перо руля.

На гидроцилиндр через шланги высокого давления подается масло под воздействием барабана, который наполняется или опустошается вращением штурвала. Система очень удобная, безотказная, качественная, особенно, если руки вращателя штурвала растут откуда надо))) При движении вперед на гидроцилиндр по сути никакого воздействия не оказывается, а вот при движении задним ходом он упирается в ребро жесткости кормы (шпангоут). Усилие в 5 тонн способно не просто его погнуть, но и вообще вырвать со всеми потрохами. К счастью, этого не случилось.

Как загнуть гидроцилиндр и при этом не порвать борт

А случилось следующее: в районе развлекательного комплекса Малибу есть ресторан «95 градусов». На противоположном берегу от него шикарная песчаная коса. На берег выходить там нельзя - частная территория. Но купаться вблизи, воткнувшись носом яхты в косу никто не запрещал. Что я и сделал. Воткнулся в косу носом, выставил штурвал максимально ровно по курсу в берег и включил самый малый ход вперед, чтобы яхту не стащило волнами от буксировщиков вейкбордистов, которые уже реально просто задолбали.

Накупался от души и закопал киль яхты в ил

Все было прекрасно. Накупался вволю. Один на шикарной отмели, солнце, песочек, пора и честь знать. Поднялся на борт, включаю реверс вперед (на этой яхте это задний ход), начинаю работать винтом, а лодка как вкопанная на месте. Кручу штурвал. Корму заносит вправо, потом влево, а лодка не вылезет никак. Зарылся киль в ил, что очевидно из-за очень медленного заноса кормы. Короче покачался туда-сюда и ввалил газу. Через минуту или две песок и ил под яхтой подмылся и лодка пошла назад. И тут самая важная часть, того, как делать не нужно! На радостях я не сбросил газ и не поставил реверс на нейтраль. Роковая ошибка!

Лодка на высоких оборотах идет назад

На перо руля создается колоссальное давление, а я еще и штурвал не ровно выставил. Лодку начинает заносить и тут на перо создается давление уже непреодолимой силы. Штурвал из рук выбивает под сильнейшим давлением масла на барабан, по пальцам нащелкало так, что я завыл. Мат полетел на всю округу. Перо со всей сили вписывается в корму, гидроцилиндр упирается в шпангоут и как фантик просто складывается пополам. Яхта делает круг по циркулю и вписывается кормой в песок.

О том, что гидроцилиндру пришел звездец я узнал спустя час мучений в попытках ногами выпнуть перо из под кормы. Накупался снова. В полном отчаянии решил залезть в трюм и посмотреть что там. А там полный трэш - гидроцилиндр пополам, шланг от него с одной стороны сорвало, все в масле, ну просто полный капец. Что делать?!

Как вернуться в порт если яхта не на ходу или потеряла управление

С повернутым пером буксировать яхту будет крайне тяжело или даже невозможно из-за противодействующей силы. Перо нужно как-то выпрямить. Решается так: откручиваем гидроцилиндр полностью вместе со шлангами. С помощью румпеля (балка для поворота балера вручную) поворачиваем перо прямо. Румпель втыкается на палубе кормы в специальное гнездо, которое может быть закрыто заглушкой или завинчено крышкой из нержавейки. Выпрямил перо, завел лодку. Штурвал лучше не крутить иначе выгоните остатки масла в трюм. Крутим вместо штурвала румпель. Мало помалу приполз в нашу бухту. Коллеги помогли поймать и привязать взбесившегося коня, я встал на ремонт.

Хорошо, если есть запасной гидроцилиндр. Заменил, прокачал масло и поехали. А когда нету? Правильно, его придется выточить на станке! Найти в продаже именно такой практически не реально. Через неделю я снова был в строю, но было крайне досадно, что допустил такую глупую ошибку.

Повторил ту же ошибку

Второй раз было досаднее, потому что я совершил ее снова! Но уже не слезая с мели, а просто отчаливая от пирса в Пестовском водохранилище. Поспешил - навредил. Идти из такой дали своим ходом было невозможно, пришлось звонить коллегам и тащиться 3 часа на буксире.

Хорошо иметь такой опыт за плечами, а еще лучше не иметь, а знать из уст других капитанов. О чем теперь вы и узнали)))

Подпишитесь - читайте мои занимательные истории из личного опыта и жизни. Будет еще много интересного. Пишите в комментарии, как бы поступили вы в такой ситуации. Всем тепла и с Крещением!