Найти тему
Сретенский монастырь

КРЕЩЕНИЕ БОГА И ЧЕЛОВЕКА

Крещение. Творца крещает тварь!
Воистину Божественно смиренье!
И воды, не вмещая Божества,
Переменяют вспять свое теченье.
Предтеча светел, трепетной рукой
Показывает всем Его Явленье:
– Внемлите! Предстоящий – Царь веков!
Ему спасать нас, грешных, от истленья!

Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)

Архимандрит Кирилл (Павлов):

Дорогие братия и сестры, прежде всего надо узнать, для чего Господь принимает крещение от Иоанна, которое было установлено Богом для покаяния израильского народа, ибо Иоанн крестил крещением в покаяние для прощения грехов, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Но Христос был безгрешен. Какая же была цель Его крещения? Ради нас, грешных рабов Своих, принимает Владыка крещение; ибо Своим крещением Он, с одной стороны, принимает на Себя под Свою ответственность грехи рода человеческого, а с другой стороны, освящает воду и сообщает ей очистительную от скверн греховных силу.

Архимандрит Кирилл (Павлов) Источник: pravoslavie.ru

*

Святые отцы (свт. Епифаний Кипрский) говорят, что Господь пришел на Иордан и крестился от Иоанна не потому, что имел нужду в этом омовении, но для того, чтобы исполнить до конца все, что свойственно воспринятому Им человеческому естеству, и показать, что Он носит истинную плоть и есть истинный человек.

*

Он не хотел преступить закона и отвечал Иоанну: «Тако бо подобает нам исполнити всяку правду» (Мф. 3: 15). По этой причине Он сошел на воды крещения. <…> Самые воды Он озарил Своим светом и сообщил им особенную силу, по которой верующие в Него, приступая к водам крещения, облекаются этой сообщенной Его нисшествием силою и озаряются светом Его.

*

Дальнейшие события крещения Господа показали, что оно имело еще и другой глубокий смысл. До крещения Христос безвестно жил в малом городе Назарете, в доме Своего нареченного родителя Иосифа, разделяя с ним труды древоделия. Крещение же Его от Иоанна было торжественным вступлением Его на дело служения людям; теперь потребно было высшее, небесное свидетельство о Нем. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

*

Крещение, которое принял от Иоанна начальник и совершитель нашего спасения Христос, есть образ нашего новозаветного крещения: как для Христа оно было началом Его служения во спасение людей, так для нас наше новозаветное крещение есть начало служения Христу, начало жизни для Христа.

Протоиерей Валентин Амфитеатров:

«Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» Это вы слышали в церкви, это пелось как прокимен. В древние времена так возглашали христиане; их пугали, что их ожидают страшные мучения, что их будут пытать и мучить, но они бесстрашно шли на мучения и пели: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?»

Теперь мы переживаем великие дни, в которые совершается водоосвящение, освящение воды. Вода – избавление от грехов; каждый человек, достойно освятившийся, становится уже не рабом греха, а свободным господином; ничего он не хочет знать, но только Господа, вспоминая великие слова: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе».

*

Итак, вода есть избавление, вода есть освящение, вода – спасение. Наши дедушки и бабушки передавали нам, что святая богоявленская вода, принятая с верой, совершает многие чудеса; она настолько укрепляет больных, так чудесно исцеляет их, что приводит в изумление даже самих врачей. А потому истинно верующие врачи, не отвергая тех средств, которые указывает наука, советуют употреблять святую воду, окропляться ею – и быстро тело выздоравливает, а в здоровом теле появляется и здравый дух.

*

Итак, богоявленской водой страждущие очищаются, освящаются, спасаются. Если принимать эту святую воду без чувства и без страха, то Господь не поможет, а если в страхе Божием, то мы можем воскликнуть: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» Но не только одни больные должны принимать святую воду, пусть каждый из нас, как встает с постели, умоется, помолится Богу, и вкусит этой святой воды, и принимает антидор – и вода действительно сделается очищением ему и спасением.

*

И тогда помните вы, вкусившие сей богоявленской воды, что вы уже не рабы диавола, вы отрешились сатаны и имеете своим господином Самого Иисуса Христа, Который смиренно спустился в Иордан и показал людям величайший пример кротости и смирения. Но человек сварливый, самолюбивый, ссорящийся пусть не вкушает этой святой воды, только смиренно и с верой можно принимать ее – и получишь спасение.

-2

*

Тело болеет, а душа радуется. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Когда младенца крестят, то говорят над ним эти святые слова; над вами их говорили, вы надели облачение Христа, старайтесь же сохранить его. Но повторяю: люди ссорящиеся, недовольные судьбой, ропщущие – не употребляйте этой святыни, не прикасайтесь к святой воде: вы совершите только новый грех.

*

Призыв к покаянию уже начался с праздника Крещения Господня, а перед этим праздником Иоанн Креститель призывал к покаянию: «Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное!» Говорю и я всем: «Покайтесь». Как каяться? Господь укажет. Зачем крестился Иисус Христос? Чтобы показать всем Свое смирение. Господь принял крещение, и каждый человек должен быть крещен.

*

Господь принял крещение от Иоанна, Он во плоти крестился, чтобы дать нам возможность спасти нашу плоть, омраченную смертными грехами. Он крестился тридцати лет. Этот возраст избрал Спаситель для Своего крещения, потому что этот возраст наиболее опасный. Юношу одолевают разные плотские желания, плотские стремления, муж же в 30 лет особенно подвержен гордости, самолюбию, злобе; вот Спаситель и избрал этот возраст, чтобы дать нам возможность в этом возрасте побеждать свои греховные страсти.

*

После того как Спаситель принял крещение от Иоанна Крестителя, а крестился Он не для Себя, а для нашего же спасения, Он явился к народу как учитель, и первое слово, которое было обращено Им к народу, было: «Покайтесь!» Может быть, кто-нибудь из вас и не знал, какое было первое слово Спасителя как учителя, с которым Он обратился к народу. Так вот знайте же. Это слово было: «Покайтесь!» Христос, явившись в первый раз с проповедью к собравшемуся народу, счел именно необходимым произнести это слово. Он не сказал народу: «Возлюби Меня, поклонись Мне, возвеличь Меня», а сказал людям: «Покайтесь!» Вот и в этот час Он обращается ко всем нам с тем же словом. Покайтесь – значит старайтесь вкоренить в себя все доброе и уничтожить все злое.

Епископ Василий (Родзянко):

Праздник Крещения Господня. Праздник Богоявления. Главный патриарший собор в настоящее время в Москве – Богоявленский. Это не случайно. Явление Божие произошло именно сейчас, в наш век, здесь, в России, в лице множества номучеников Российских, которых больше, чем вся совокупность мучеников времен Римской империи. До сих еще не известно число полное. Может быть, никогда не будет известно. Но мы знаем, что это тысячи, тысячи и тысячи людей, которые, не сдавшись, отдали себя за свою веру. Явление Божие в земле Русской – в крови новомучеников Российских.

*

Крещение Господне – это праздник, который является началом крещения всех людей. Христос Спаситель дал первый пример. Когда Иоанн Предтеча, к которому Господь обратился, прося его в числе прочих, которые шли в большом количестве к Иоанну Крестителю – «крести и Меня», он отказался, он узнал Его. И он понял, Кого он крестит. И тогда Христос Спаситель сказал: «Оставь. Нам надо исполнить всякую правду». Какую правду? А ту правду, что Христос Спаситель взял на себя все грехи человеческие.

-3

Епископ Василий (Родзянко). Источник: predinie.ru

*

Чем отличается крещение Иоанново от крещения Христова? Точно тем же, чем отличается Ветхий Завет от Нового Завета. Ветхий Завет вел и ведет пока только к покаянию. Христово крещение, совершенное в том же Иордане, тем же Иоанном – начало новозаветного крещения, которое не только принимает покаяние и прощение дает, но и перерождает человека.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов):

В день Крещения Господня открылась людям истина о Триипостасном Боге. Отец глаголет, Возлюбленный Сын является в образе Сына Человеческого, и Божественный Дух – в виде голубя.

*

В Крещении Господь наш Иисус Христос выступил открыто на мессианское служение как Агнец Божий, пришедший взять на Себя грех мира. Таково новозаветное Богоявление. Крещение Спасителя есть вместе с тем торжественное объявление о Его Божественном достоинстве. Оно, наконец, есть видимый знак посвящения Его на общественное служение (пастырство) и явления миру.

*

Христос, выступая на служение миру, являя Себя людям, показал Себя не в громе, молнии и землетрясении, не в славе Сына Божия в сопровождении сонма Ангелов, а как смиренный человек. И обращается Он к Крестителю Иоанну не как Бог, а со смирением просит совершить над Собою Крещение во исполнение «правды» Божией.

*

Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

*

Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение («пакибытие»).

*

Таким образом, Крещение Христа в водах Иорданских имело значение не символа только очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Он лично не нуждался в покаянии, но выступал пред людьми как Основатель нового благодатного Царства. В это Царство, по Его учению, нельзя войти без Крещения.

-4

*

Принимая Крещение в водах Иордана, Спаситель мира тем самым омывает в нем греховную скверну человеческой природы, мучившую человека на протяжении многих тысячелетий. Этой спасительной и таинственной Иорданской купелью Сын Божий устанавливает на все времена и для всех народов, хотящих наследовать жизнь вечную, «спасительное Крещения нашего Таинство».

Архимандрит Таврион (Батозский):

В Своем Крещении Господь наш Иисус Христос крестил всех нас: меня, вас, Адама – всех. Своим Крещением Он вывел нас из греха. Он крестился, чтобы для нас освятить воду, освятить естество, для того чтобы мы возрождались для новой жизни.

*

Дверь, вводящая нас и в Церковь Божию, в Царство Божие, вводящая нас в те великие блага и достоинства, которые принес нам Сын Божий, и есть Крещение.

*

Человек выходит из купели новый, невинный, святой. И эту святость следовало бы нам хранить. Вот смотрите: когда мы уже крещены, для того чтобы сохранить эту крещенскую силу, мы говорим: «Если со Христом крестимся, то со Христом должны быть и распяты. Если со Христом умрем, то со Христом и воскреснем».

*

В Таинстве Крещения мы становимся детьми Божиими по благодати, мы вступаем на это поприще, чтобы реально быть детьми Божиими. Пойдемте за Христом! А куда, Господи? На Голгофу! А зачем? Затем, чтобы вместе со Мною распяться, вместе со Мною умереть. О том, что ты крестился в Крест Христов, в Смерть Христову, ты и вовсе не думаешь, поэтому у тебя и жизнь такая жуткая, страшная, бестолковая <…>. Наш Отец Небесный просит, умоляет: «Дорогие мои, миленькие мои, примиритесь со Мной». Ты должен быть сыном Божиим по благодати, быть «светом мира и солью земли» – вот твое предназначение! Тогда ты и будешь святым. Проси Царство Божие, и Господь разве тебя оставит?

Подготовила Александра Калиновская

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм