Помните про "Кровавое воскресение"?
Итак напоминаем, что 9 января 1905 года, в Петербурге были расстреляны рабочие , которые составили петицию и решили "Всем миром" отнести ее к Царю ( в Зимний дворец), часто руководителем это демонстрации упоминают священника Георгия Гапона. История закончилась печально, правительственные войска стреляли в многотысячную толпу.
Что было в петиции? Ничего особенного для того времени:
- свободы слова, печати,собраний и т.д
- желание учиться, и работать;
- равенство перед законом;
- нам очень нравится пункт "прекращение войны, по воле народа"
Но почему сразу на улицу?
Царь Николай II, отсутствовал в столице и о произошедшей трагедии узнал лишь после.
В этот день Николай II записал в своём дневнике:
«Тяжёлый день! В Петербурге произошли серьёзные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!»
Но не только Николай II писал дневники, и оставил нам описание тех дней.
Максим Горький тоже оставил нам некоторую интересную информацию, о том как он в составе делегации ходил к председателю Комитета министров С.Ю.Витте, которому сделали заявление, о необходимости довести до сведения государя и министра внутренних дел о мирном настроении рабочих и допустить их к государю для представления проекта реформ и важно, чтобы войска и полиция не оказывали препятствий рабочим в их желании говорить с государем, в противном же случае, прольётся кровь....
Далее он пишет о том, что и министр внутренних дел П.Д.Святополк-Мирский отказался принять делегацию "Как выразителей мнения группы литераторов и учёных по вопросу о возможных 9 января кровавых событиях и о мерах к устранению их" ( М.Горький)
Ну а дальше случилось, что случилось....
Когда рабочие Путиловского завода, с церковными хоругвями и портретами государя и государыни в руках, во главе со священником отцом Георгием Гапоном в облачении и с крестом в руке, подошли к Нарвской заставе, по ним, без всякого предупреждения со стороны офицеров, командовавших войсками, и полиции, был дан троекратный залп боевыми патронами. Несколько десятков людей упало ранеными и убитыми, остальная толпа частью бросилась бежать, частью же легла на землю, дабы спасти себя от пуль, но, когда они поднялись, по ним снова был дан троекратный залп, и это повторилось дважды.
Когда рабочие Петербургской стороны подошли к Троицкому мосту, по ним, опять-таки без приглашения разойтись, был дан залп, которым человек шестьдесят [было] ранено и убито.
Один из нас лично видел четырнадцать человек раненых, из них пять женщин, и троих убитых, он же видел, как во время конной атаки на Невском, около Полицейского моста, солдат с коня выстрелил в упавшего на землю человека.
Впервые напечатано в журнале "Новый мир", 1928, книга 3, март.
На следующий день Николай II отправил в отставку градоначальника Ивана Фуллона и министра внутренних дел Петра Святополка-Мирского.
Кто виноват?
Еще один из членов той депутации, писатель К. К. Арсеньев вскоре после кончины министра внутренних дел Петра Святополка-Мирского написал , в 1914 году:
В правящих сферах покойный князь явился первой ласточкой, знаменующей приближение весны — и самая весна оказалась бы, быть может, более прочной, если бы наступление её застало его ещё у власти. 9-го января 1905 г. князь Святополк-Мирский был ещё министром, но уход его был предрешён и не на него падает ответственность за ужасные события этого дня»
Спустя 10 дней с момента «Кровавого воскресенья» Николай II принял депутацию рабочих и заявил им, что они дали себя обмануть и ввести в заблуждение и изменниками и врагами нашей родины.
Приглашая вас идти подавать мне прошение о нуждах ваших, они поднимали вас на бунт против меня и моего правительства, насильно отрывая вас от честного труда в такое время, когда все истинно русские люди должны дружно и не покладая рук работать на одоление нашего упорного внешнего врага.
И если мы почитаем петицию, то увидим что основными требованиями петиции было создание народного представительства в форме Учредительного собрания, свобода печати и равенство всех перед законом.
Вот оно начало всех революций - принцип "Верхи не могут, низы не хотят"— выведенный Владимиром Ильичом Лениным.