В полдесятого 11 «А» собрался около кабинетов физики и биологии. Классный руководитель и учительница русского и литературы стояли вместе, готовые поделиться черными гелевыми ручками. Педагоги с надеждой смотрели на учеников: «Я очень волнуюсь за результат учеников. Будем надеяться, что все сдадут, потому что важно, нужно и надо. Мы готовились к экзамену два месяца: писали сочинения на разные темы, разбирали план, основные клише, приводили аргументы».
Атмосфера спокойная. Мы разговариваем, шутим и обсуждаем, что может попасться, настраивались на сочинение. Да, кто-то волновался, но у большинства настрой позитивно-равнодушный:
Руслан, ученик 11 «А»
«Честно говоря, я вообще не волнуюсь, потому что уверен на сто процентов — это самый легкий экзамен»
Карина, ученица 11 «А»
«Я очень волнуюсь. Думала сейчас расплачусь, потому что переживала слишком много эмоции и мне сложно с этим справиться»
Виталий, ученик 11 «А»
«Мне вообще пофиг… если честно. Не сдам — тогда уж ладно, перепишу»
Начало экзамена в 10:00. Нас пораньше запустили в кабинет. Мы сдали сумки, портфели, телефоны; расселись в шахматном порядке — все готовы. Инструктаж занял около десяти минут, после чего вбежал директор: «Вам повезло! Темы сказочные, сочинения должны написать отличные. Все, не волнуемся. Не знаешь, как написать слово — не пиши. Используем простые предложения: подлежащее — сказуемое»
Остается пять минут до начала. Кто-то смотрит в потолок; сосед по правую руку вертит перстень; по левую облизывает ручку. Большинство одноклассников кашляли, громко и часто одновременно. Аудитория стала чем-то напоминать туберкулезное отделение. На 6 декабря в классе болели десять человек, но на экзамен явились все.
На часах 10:02. Учитель раздает листы, на которых было шесть «сказочных» тем на выбор. Одноклассники лениво берут ручки, думают минут десять и начинают писать, молча и сосредоточенно.
Одиннадцатиклассники начиная с 12:30 стали покидать кабинеты. У раздевалки столпились ученики 11 «А» и 11 «Б». Делились впечатлениями:
Денис, ученик 11 «Б»
«Я прочитал рассказ «Судьба человека» — это вся моя подготовка. Экзамен прошел на удивление спокойно, я не волновался. Думаю, нормально написал»
Андрей, ученик 11 «Б»
«Я к сочинению не готовился — у меня есть литературная база. Не волновался, был уверен, что справлюсь. Написал сочинение про подлинное счастье. Из аргументов привел «Преступление и Наказание» и «Вишнёвый сад». Думаю, зачет есть — остальное неважно»
Так просидели час у раздевалки. Рассказывали друг другу, кто какую выбрал тему и какие привел литературные аргументы. Не хотели уходить из школы: на улице было морозно и ветрено.
Игорь Бойцов специально для медиахолдинга «КоМедиа»
Подпишись на нас в Vk 👆