Американские военные авиабазы, которых довольно много по всему миру, объединяет одна довольно странная особенность. Так например если в ангаре стоит военно-транспортный самолёт С-17 или же крупный бомбардировщик В-52, то их хвосты непременно торчат наружу прямо через ворота ангара. Иными словами, они просто не помещаются туда целиком.
Чтобы выяснить, как они вообще докатились до жизни такой, пришлось согласовать визит на одну из таких американских авиабаз. И поскольку ВВС США демонстрируют так называемую "политику открытых дверей" для русских шпионов, то попасть туда оказалось совсем несложно.
Так в ходе подробных расспросов удалось выяснить, что действительно, все ангары на американских авиабазах по всему миру строятся по единым стандартам. Так вот рассчитаны они исходя из того, чтобы в ангар целиком помещался только бомбардировщик Northrop B-2 Spirit. Потому что все его элементы нуждаются в обслуживании. Он довольно короткий, всего лишь 21 метр, но зато широкий. И поэтому большая часть ангаров строилась под него. Т.к. его специальное покрытие для сниженной заметности критично к песку и солнцу.
Что же касается того же военно-транспортного С-17 Глоубмастер, то его длина составляет 53 м, плюс ещё в этот ангар должно войти вспомогательное оборудование для сервисного обслуживания и куча расходных материалов.
Бомбардировщик Боинг Б-52 «Стратофортресс» имеет тоже довольно внушительную длину в 49 метров, и поэтому так получается, что они в эти ангары целиком просто не помещаются. От того и хвосты их торчат наружу прямо через двери ангара.
Отчасти такая экономия на строительстве огромных ангаров связана ещё и с тем, что элементы оперения, такие как киль и горизонтальные стабилизаторы, просто не нуждаются в регулярном обслуживании. Потому что там нет критически важных расходников. Их достаточно просто регулярно проверять. Но персонал, который обслуживает эти самолёты, фактически не работает с оперением. А раз так, то и помещать их в ангар нет смысла.
Из всего этого можно сделать вывод, что американцам хватило ума и возможностей построить достаточное количество огромных и дорогих самолётов, но на ангарах для них они решили сэкономить.
Всё это звучит довольно странно. Но если посмотреть на ретроспективу этого вопроса, то можно заметить, что далеко не всё так однозначно. Потому что сама идея - помещать самолёт для обслуживания в ангар не полностью - принадлежит не американцам. Угадайте, кому.
Да, правильно:
Аэропорт Внуково, 1958 год.
Здесь на архивных кадрах мы можем видеть, как в ангаре обслуживают советский пассажирский реактивный самолёт Ту-104. И его хвост точно также торчит прямиком из ворот ангара, в который он не вошёл полностью. Соответственно, чтобы не поддувало, зазор между фюзеляжем и получившимися краями вырезанного отверстия заложили тканью.
Идём дальше, и это уже наши дни, раздвижные ворота ангара в аэропорту Мюнхена. Здесь мы видим, как Эйрбас А380 не вошёл полностью, и его хвост торчит наружу. В воротах специально для него проделано отверстие. На первый взгляд всё это выглядит довольно смешно: построили нормальный самолёт, ну так постройте нормальные ангары. Но нет, лучше уж хвостом наружу, чем перерасход стройматериалов.
И поэтому американские военные по факту не являются авторами этого ноу-хау. Эти ангары по сути нужны даже не самим самолётам а персоналу, который их обслуживает. Согласитесь, что люди не смогут качественно провести техобслуживание в условиях песчаной бури, сильного ветра, дождя или под палящим солнцем.
Также нужно отметить, что некоторые ангары ВВС США хоть и имеют достаточную длину, но при этом у них низкая крыша. И поэтому высокие самолёты, да ещё и со стабилизаторами на верхушке киля (Т-образные) банально не помещаются под крышу по высоте. Вот и приходится персоналу делать специальные пропилы в дверях и снабжать их уплотнителями.