Коротко рассказываем, о чем говорили в эфире радио «Москва FM 92,0» в авторской программе Амалии Акоповой о внутреннем туризме «Дома ХОРОШО!» идеологи российского промтуризма - директор проектов дивизиона «Городская экономика» АСИ Ольга Шандуренко и генеральный директор агентства бизнес-коммуникаций «МАЙС-МАРКЕТ» Сергей Рыжов.
Причина ПРОМуспеха
Промышленный туризм - это возможность посмотреть на то, на что можно смотреть вечно: как работают другие люди. Увидеть, как создаются вещи, которые окружают нас в повседневной жизни и которыми мы ежедневно пользуемся, - бесценно.
Квантовый ПРОМскачок
За прошедший год в развитии промышленного туризма в нашей стране прошли грандиозные изменения. Сейчас промтуризм как тот паровоз, в топку которого забросили дрова, мчит на всех парах, вызывая максимальный интерес у регионов, у туристов, и самое главное - у самих предприятий, которые раньше политику открытой промышленности всегда воспринимали с настороженностью, а сейчас радушно открываются и даже соперничают по количеству принятых туристов.
ГастроПРОМ
На промтуристических маршрутах появились свои гастрономические специалитеты – «Обед металлурга», «Ужин шахтера», «угольные» мороженое и карамель. А самое главное, что предприятия и регионы научились грамотно упаковывать и подавать гастрономию под правильным «соусом». Тематический обед или ужин наполняется легендами, создается особенный антураж, звуковое оформление, экскурсовод рассказывает об особенностях региональной кухни и рациона работников того или иного предприятия с учетом необходимости получения витаминов и питательных веществ на основе рабочих ритмов производства и условий труда.
КультПРОМсвет
Если гастрономическая составляющая и промтуризм прекрасно мэтчатся по своей природе, то совершенно невероятное, исключительное взаимодействие промышленности и культуры дали нам иммерсивные перфомансы. Например, «Мистерия высокого давления» и «REЛОКАЦИЯ», которые проводятся на крупных промышленных площадках, прямо в зданиях цехов. Концепт, свет, музыка, антураж создают особенную атмосферу. Наряду с полноценными театральными постановками популярными стали модные показы, акустические концерты, выставки на заводах и промышленных территориях. Промышленная эстетика, стильный свет, акустика дают особый эффект таким мероприятиям. Пока это разовые проекты, но с огромной перспективой перерасти в глобальные проекты, проводимые на регулярной основе.
Тариф «ПРОМ Корпоративный»
70% корпораций выбирают экскурсии на промышленные предприятия в качестве развлекательной программы в рамках своих командообразующих мероприятий. Так подчеркивается особый статус компании, стремление удивить сотрудников, дать действительно полезную и при этом впечатляющую программу. Вслед за корпорациями этот тренд "поймали" регионы, которые увидели, как можно монетизировать эту историю, создать дополнительные рабочие места, расширить границы сезонности посещения и целевые аудитории.
Кто ПРОМ чём
Каждый регион активно ищет свою "ПРОМфишку", отличительную черту, которая позволит быть уникальным. Сформировалась даже региональная специализация по промышленному туризму.
- Сахалин – спецслужбы, транспорт и рыба. Сахалинская область использует свой часовой пояс для позиционирования себя как региона, который первым в стране встречает солнце. Региональная команда придумала специальный слоган для промышленного туризма - «Сахалин: здесь начинается рабочий день». А среди предприятий - пожарная часть, служба спасения 112, авиакомпания и пассажирские ж/д-перевозки.
- Юг – рай гедониста. В Краснодарском крае, Ростовской области, Крыму и Севастополе гвоздь промпрограммы - виноделы, лавандовые поля, разные виды варенья, российские трюфели, фермерские сыры и свежайшие устрицы.
- Урал – блеск и красота металлов. Самые топовые металлургические и трубопрокатные заводы именно здесь. "Не видел домну, не знаешь Урал!" - слоган одного из самых востребованных туристами предприятий - Северского трубного завода, входящего в группу предприятий ТМК, и музейного комплекса "Северская домна".
- Нижегородская область – все лучшее детям! Народные промыслы (хохлома в Семенове - это именно оттуда! А еще лозоплетение, керамика, городецкая золотная вышивка, валяные валенки), новогодние елочные игрушки, фабрика мороженого.
- Самарская область – мужской характер. Регион, где знают все про российский автопром, скоростные тачки и пиво.
- Москва и Татарстан – отечественная силиконовая долина для айтишников. Электроника, микрочипы, технопарки, инновационные лаборатории – все есть здесь.
- Сибирь и Дальний Восток – суровый дальневосточный вайб. Брутальные предприятия добывающей промышленности - угольные карьеры и разрезы, места, где качают и перерабатывают нефть, добывают редкие металлы.
ЧТО НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО УВИДЕТЬ ПРОМТУРИСТУ: рекомендации Ольги Шандуренко и Сергея Рыжова
Сергей Рыжов
- Космодром Восточный – про будущее космической отрасли. Как попасть и что увидеть, смотрите в нашем путеводителе Старт в космос – путь к мечте.
- Чиркейская ГЭС в Дагестане – атмосферно, энергетично во всех смыслах (Узнай, как рождается энергия).
- «Русская кожа» в Рязани - ломает все традиционные стереотипы о производстве кожаных изделий.
- ВАЗ и "Лада-Спорт" в Самаре, ГАЗ в Нижнем Новгороде, "Хавал" (Haval) в Туле, "КамАЗ" в Татарстане - не забудьте включить в свой список хотя бы одно из этих предприятий. Не пожалеете!
- Не пропустите предприятия, где льют металл, – Выксунский металлургический (ВМК) в Нижегородской области (Металлургия и современное искусство), Магнитогорский металлургический (ММК) в Челябинской области (Укрощение огня), Челябинский трубопрокатный (ЧТПЗ) (Высота 239) и другие, не менее интересные.
Ольга Шандуренко
- Технопарк «IT-парк» в Казани - инновационные предприятия, где ты можешь соприкоснуться с технологиями будущего.
- Сыроварни, например, семьи Лобановых в Кузбассе - обязательно посетите предприятие про людей и их продукцию (Сыр родом из деревни).
- Пермская кондитерская фабрика - неожиданно инновационная экскурсия на традиционное предприятие пищевой промышленности (Счастье в фантиках).
Подробнее и о других экскурсиях на промышленные предприятия можно прочитать в Онлайн-путеводителе по маршрутам промышленного туризма "ВСЕ - НА ЗАВОД!".
Прослушать аудиозапись эфира можно ЗДЕСЬ.
Другие материалы по промышленному туризму можно найти в нашей подборке "Промтуризм. Российская и мировая практика".
Больше новостей по внутреннему туризму и развитию городов, а также программам дивизиона "Городская экономика" АСИ в наших соцсетях: телеграм-канал дивизиона и телеграм-канал "Классной страны", а также наш ВКонтакте. Подписывайтесь и будьте в курсе событий!
#АСИтуризм #АСИпромтуризм #открытаяпромышленность