Нарышкинское барокко — уникальный стиль в русской архитектуре, вдохновленный европейской модой. Выясним, откуда в России 17 века появились отсылки к западному барокко, и научимся узнавать нарышкинский стиль на улицах Москвы.
Немного истории
В конце 17 века Россия оказалась на пороге великих петровских реформ. Искусство тоже было готово меняться: в миру появились парсуны — первые портреты, пусть и написанные по канонам иконописи, а в архитектуру пришел новый, нарышкинский стиль.
Как и всегда, расцвет искусства требовал денег. Так, когда-то Медичи и знатные итальянские торговцы «оплачивали» эпоху Возрождения. А в России спонсором новой архитектуры стал Лев Нарышкин — брат второй жены царя Алексея Михайловича, дядя Петра Великого. Его влияние при дворе и богатство позволило возвести роскошные постройки и запустить в России моду на новый архитектурный стиль, впоследствии названный нарышкинским.
Как и любой образованный человек того времени, Нарышкин следил за европейскими веяниями, которые проникали в Россию через Речь Посполитую. Но в восточной части Польши проживало много православных, поэтому все идеи, приходящие с Запада, быстро пропитывались русскими традициями. Так случилось и с архитектурной модой.
Пышное и грандиозное барокко с обилием форм и декора — самый яркий архитектурный стиль Европы 16–17 веков. Нарышкинский стиль, тоже названный барокко, многое перенял от своего западного соседа. Но западноевропейское барокко, с ордерными колоннами и декоративными элементами, смешивается в нарышкинском барокко с русским узорочьем. Будто традиционный русский стиль развивается до новой декоративной стадии, уже на европейский манер.
Памятка для знатока
Если нарышкинский стиль — измененное на русский манер европейское барокко с элементами традиционного русского узорочья, то как нам узнать эти постройки? Попробуем разобраться.
Какие черты европейского барокко есть в нарышкинском стиле?
- Обильное украшение лепниной, нарядными наличниками
и гребешками. - Присутствие элементов ордерной архитектуры — колонны.
- Смешение крупных и мелких форм, целого и деталей.
- Наличие центральной вертикальной линии, будто вытягивающей постройку вверх.
А как проявляется русское узорочье?
- Растительный орнамент во внутреннем декоре.
- Ярусность: нижний ярус имеет четыре стены, а ярус, возведенный
на нем, — восемь. Так возводился «восьмерик на четверике». - Иногда кокошники и элементы шатрового стиля.
Какие самобытные черты есть у нарышкинского барокко?
Двухцветность: красный кирпич и белый камень для декора. Это самая узнаваемая характеристика нарышкинского барокко, хотя существуют исключения.
А если на конкретных примерах?
Классикой нарышкинского стиля считается церковь Покрова в Филях — пятиярусный «восьмерик на четверике», возведенный по заказу Льва Нарышкина. Это краснокирпичное здание украшено белокаменной резьбой с гребешками над каждым ярусом и вазонами вдоль лестниц.
Как раз этот нетрадиционный для русской архитектуры, пышный и одновременно изящный храм запустил столичную моду на нарышкинский стиль. Искусствовед Игорь Грабарь назвал церковь Покрова в Филях «легкой кружевной сказкой... чисто московской, а не европейской красотой», кажущейся ему совершенно такой же русской, как и храм Василия Блаженного.
Похожа на нее церковь Троицы, расположенная в усадьбе Нарышкиных в Троице-Лыкове. Ее построил Яков Бухвостов: некоторые историки полагают, что автором церкви Покрова в Филях тоже мог быть этот зодчий. Он намеренно обращался к европейской архитектуре, даже специально использовал в подрядной документации европейские термины. Но главным несущим элементом здания все так же являются стены, а не колонны, как это принято в западной традиции.
В архитектуре церкви Троицы можно отыскать все элементы, присущие нарышкинскому барокко: главный объем храма заключен в увеличенном четверике, с возведенными на нем двумя восьмериками. Богатый декор со сложными карнизами и наличниками тоже есть. Отсутствует только типичная двухцветность — храм полностью белый.
А вот еще несколько примеров нарышкинского барокко, которые можно встретить в Москве и области 👇
Теперь, прогуливаясь по московским улицам, вы точно отыщете нарышкинское барокко. А чтобы не спутать его с русским узорочьем, читайте наш материал об этом стиле. Больше историй о культуре ищите
на сайте и канале проекта «ВТБ — России».