Найти тему
ВТБ Страна

Такое русское барокко: нарышкинский стиль в архитектуре

Оглавление

Нарышкинское барокко — уникальный стиль в русской архитектуре, вдохновленный европейской модой. Выясним, откуда в России 17 века появились отсылки к западному барокко, и научимся узнавать нарышкинский стиль на улицах Москвы.

Немного истории

В конце 17 века Россия оказалась на пороге великих петровских реформ. Искусство тоже было готово меняться: в миру появились парсуны — первые портреты, пусть и написанные по канонам иконописи, а в архитектуру пришел новый, нарышкинский стиль.

Как и всегда, расцвет искусства требовал денег. Так, когда-то Медичи и знатные итальянские торговцы «оплачивали» эпоху Возрождения. А в России спонсором новой архитектуры стал Лев Нарышкин — брат второй жены царя Алексея Михайловича, дядя Петра Великого. Его влияние при дворе и богатство позволило возвести роскошные постройки и запустить в России моду на новый архитектурный стиль, впоследствии названный нарышкинским.

Неизвестный художник. Портрет Льва Нарышкина, конец 17 века, Государственный исторический музей, Москва © Public Domain
Неизвестный художник. Портрет Льва Нарышкина, конец 17 века, Государственный исторический музей, Москва © Public Domain

Как и любой образованный человек того времени, Нарышкин следил за европейскими веяниями, которые проникали в Россию через Речь Посполитую. Но в восточной части Польши проживало много православных, поэтому все идеи, приходящие с Запада, быстро пропитывались русскими традициями. Так случилось и с архитектурной модой.

Церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, 1631–1681 годы. Архитектор: Бальдассаре Лонгена © Wolfgang Moroder, CC BY 3.0, Wikimedia Commons
Церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, 1631–1681 годы. Архитектор: Бальдассаре Лонгена © Wolfgang Moroder, CC BY 3.0, Wikimedia Commons

Пышное и грандиозное барокко с обилием форм и декора — самый яркий архитектурный стиль Европы 16–17 веков. Нарышкинский стиль, тоже названный барокко, многое перенял от своего западного соседа. Но западноевропейское барокко, с ордерными колоннами и декоративными элементами, смешивается в нарышкинском барокко с русским узорочьем. Будто традиционный русский стиль развивается до новой декоративной стадии, уже на европейский манер.

Памятка для знатока

Если нарышкинский стиль — измененное на русский манер европейское барокко с элементами традиционного русского узорочья, то как нам узнать эти постройки? Попробуем разобраться.

Какие черты европейского барокко есть в нарышкинском стиле?

  • Обильное украшение лепниной, нарядными наличниками
    и гребешками.
  • Присутствие элементов ордерной архитектуры — колонны.
  • Смешение крупных и мелких форм, целого и деталей.
  • Наличие центральной вертикальной линии, будто вытягивающей постройку вверх.

А как проявляется русское узорочье?

  • Растительный орнамент во внутреннем декоре.
  • Ярусность: нижний ярус имеет четыре стены, а ярус, возведенный
    на нем, — восемь. Так возводился «восьмерик на четверике».
  • Иногда кокошники и элементы шатрового стиля.

Какие самобытные черты есть у нарышкинского барокко?

Двухцветность: красный кирпич и белый камень для декора. Это самая узнаваемая характеристика нарышкинского барокко, хотя существуют исключения.

А если на конкретных примерах?

Классикой нарышкинского стиля считается церковь Покрова в Филях — пятиярусный «восьмерик на четверике», возведенный по заказу Льва Нарышкина. Это краснокирпичное здание украшено белокаменной резьбой с гребешками над каждым ярусом и вазонами вдоль лестниц.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях © Ирина Вишнякова / Фотобанк Лори
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях © Ирина Вишнякова / Фотобанк Лори

Как раз этот нетрадиционный для русской архитектуры, пышный и одновременно изящный храм запустил столичную моду на нарышкинский стиль. Искусствовед Игорь Грабарь назвал церковь Покрова в Филях «легкой кружевной сказкой... чисто московской, а не европейской красотой», кажущейся ему совершенно такой же русской, как и храм Василия Блаженного.

Похожа на нее церковь Троицы, расположенная в усадьбе Нарышкиных в Троице-Лыкове. Ее построил Яков Бухвостов: некоторые историки полагают, что автором церкви Покрова в Филях тоже мог быть этот зодчий. Он намеренно обращался к европейской архитектуре, даже специально использовал в подрядной документации европейские термины. Но главным несущим элементом здания все так же являются стены, а не колонны, как это принято в западной традиции.

В архитектуре церкви Троицы можно отыскать все элементы, присущие нарышкинскому барокко: главный объем храма заключен в увеличенном четверике, с возведенными на нем двумя восьмериками. Богатый декор со сложными карнизами и наличниками тоже есть. Отсутствует только типичная двухцветность — храм полностью белый.

А вот еще несколько примеров нарышкинского барокко, которые можно встретить в Москве и области 👇

Теперь, прогуливаясь по московским улицам, вы точно отыщете нарышкинское барокко. А чтобы не спутать его с русским узорочьем, читайте наш материал об этом стиле. Больше историй о культуре ищите
на сайте и канале проекта «ВТБ — России».