Российские изоляторы для особо опасных преступников пользуются дурной славой. Самые известные - Белый лебедь, Черный дельфин и Снежинка. Не зря их называют самыми страшными местами, которые может увидеть человек. О женских тюрьмах информации меньше, но мы можем с уверенностью сказать, что они не менее суровы, чем тюрьмы для мужчин, отбывающих пожизненное заключение.
Исправительная колония для женщин-правонарушительниц со стажем
Одним из примеров является женская колония № 2 в Мордовии, где содержатся около 500 женщин. Здесь содержатся женщины-преступницы из Москвы и Санкт-Петербурга, которые неоднократно нарушали закон. Их статьи в основном за мошенничество, кражи и убийства, в основном совершенные на почве ревности. Повторное заключение производится по тем же статьям или даже по другим, но результат один и тот же.
Преимущества для женщин заключаются в том, что их не приговаривают к пожизненному заключению. Но это не делает приговор менее суровым, и по строгости он аналогичен мужским тюрьмам.
Условия содержания в женской тюрьме
Существует единый дресс-код, и его нельзя нарушать - все заключенные имеют темно-зеленую одежду и головной платок. Распорядок дня такой же, как и в мужских тюрьмах - встаешь в 6 утра, после завтрака - на работу. Около полудня наступает обед, а затем все заключенные возвращаются на работу. Ужин проходит вечером, а свет гаснет в 10 вечера.
Существуют ограничения на прически, женщин не бреют налысо, но запрещено менять прическу и цвет волос или проводить другие эксперименты с волосами. Все данные заключенного заносятся в личное дело в виде ориентировки, на которой перечислены все внешние признаки, начиная от роста, веса, типа прически и заканчивая особыми приметами. Это необходимо на случай, если преступник попытается сбежать, чтобы ее можно было легко найти.
Если необходимо подстричься, это можно сделать только с разрешения. Заключенный пишет заявление на имя директора тюрьмы с просьбой согласовать процедуру. Она стрижется в парикмахерской лагеря, но выбор невелик.
На кроватях в исправительной колонии № 2 висят специальные наклейки в виде разноцветных флажков. Это не декоративный элемент, а средство визуальной идентификации того, какие пристрастия у женщины. Цвет флага говорит охранникам о том, к какому виду беспорядочного поведения склонна та или иная женщина. Если флаг синий, то у нее проблемы с алкоголем, красный означает, что она склонна к побегам, а желтый указывает на суицидальное поведение. Флаги могут висеть по одному, а в самых серьезных случаях их может быть несколько.
Трудовое право
Благодаря упорному труду заключенных в исправительной колонии № 2 выросло производство. Они разделены на две зоны, в производственной зоне они шьют одежду и производят продукцию на продажу, а в жилой зоне они выполняют рутинную работу по обслуживанию тюрьмы.
Женщины в основном шьют одежду, в основном специальную одежду для ФСИН и других спецслужб, но есть и те, кто выращивает овощи и разливает молоко. Рабочий день составляет восемь часов. По словам некоторых заключенных женщин, у них нет ни праздников, ни выходных, а выполнить производственный план, похоже, все равно невозможно. Но начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия заявил, что эта информация неверна, и что границы рабочего дня находятся в пределах норм трудового законодательства. Рабочий день начинается в 8.30 утра и длится до 17.00, с получасовым перерывом на обед.
Возвращение в колонию
Среди заключенных исправительной колонии № 2 есть женщины, которые не впервые возвращаются в место заключения. Виктория, например, уже имела шесть судимостей и нашла свое призвание в работе в строительной бригаде. Ей так нравится эта профессия, что она планирует продолжить ее после получения сертификата об освобождении.
Для многих заключенных периодический выход на свободу является нормой, поэтому сотрудники не верят, что Виктория найдет свое призвание на свободе. Если женщина вернулась в тюрьму во второй раз, то это точно не последний раз в ее тюремной биографии. В конце концов, привычные условия жизни за решеткой и высокими заборами кажутся знакомыми, а жизнь "на воле" не очень хорошо складывается для заключенных. Например, коллега Вики из строительного лагеря получил долгожданную справку, но предупредил: "Я сейчас вернусь! Об этом сообщил начальник колонии, который не раз сталкивался с подобными случаями. По ее словам, обычная жизнь преступников в тюрьме заставляет их чувствовать себя не в своей тарелке. Но, оказавшись на свободе, они не могут найти свое место, поэтому снова нарушают закон и возвращаются в колонию.
Жизнь матери и ребенка в исправительной колонии
Ребенку, родившемуся за высоким забором, разрешается оставаться с матерью в специальных детских домах до трехлетнего возраста. В настоящее время в таких учреждениях находится около 500 детей, и исправительная колония № 2 не является исключением.
Внешне детский дом при исправительной колонии № 2 ничем не отличается от обычного детского сада. На стенах игровой комнаты висят веселые картинки, цветы и бабочки, и только вид глухой стены и колючей проволоки напоминает о печальном предназначении этого места. Мать и ребенок живут в комнатах для двух взрослых и детей, с детской кроваткой, комодом и отдельной ванной комнатой.
Дарья и ее полуторагодовалая дочь Марьяна живут в колонии в Мордовии. Дарья провела в тюрьме пять лет и забеременела через три года. "У нее 11-летняя дочь на улице, и она воспитывает девочку в тюрьме", - говорит Дарья. По словам девушки, раньше она работала в микрофинансовой организации, пока не ввязалась в плохой бизнес и не получила суровый приговор за судимость за наркотики.
Заключенные рожают в обычном роддоме, куда их доставляют под вооруженным конвоем, после чего их возвращают в детский дом при колонии. Они ухаживают за ребенком ночью и утром, а днем дети сидят, как в детском саду, и ждут, когда мама придет с работы.
Дарья познакомилась с отцом девочки во время предварительного заключения, и через некоторое время они обвенчались в церкви на территории колонии. Теперь он ждет, когда женщина будет освобождена условно-досрочно и вернется к нему с дочерью. Если этого не произойдет, девочку отдадут мужу или ее родителям, но Дарья не хочет прощаться с ребенком. Ее отец готов взять девочку к себе уже сейчас, он навещает их в тюрьме каждые два месяца, уже купил игрушки и подготовил специальную комнату. Дача не готова прощаться с дочерью, она рада видеть, как ребенок растет, а это многого стоит в таком месте, как это.
Мила, 31 год, также родила сына Давида в плену, и его отец также находится в тюрьме. Это ее первый приговор, но ей придется находиться в тюрьме до конца 2026 года, когда Дэвиду исполнится девять лет. Мила говорит, что узнала о беременности до ареста из-за наркотиков, которые она употребляла больше года. Девушка боялась, что беременность будет неполноценной из-за ее зависимости. Но ребенок родился здоровым, и мама Милы, которой 63 года, и ее старший сын ждали ее на улице. Это третий внук бабушки, но она хочет забрать его сразу. Ее собственная квартира в Нижнекамске ждет возвращения хозяйки, и она может попросить отсрочку от наказания, поскольку воспитывает ребенка до 14 лет. И она уверена, что скоро вернется домой.