Найти в Дзене

Капитан ч. 41

Часть 41

Слегка располневший майор, с внешностью добродушного дядьки, представился Веденеевым. Он неторопливо расспрашивал капитана о его житье-бытье в дальних странах и время от времени листал лежавший перед ним планшет. В планшете, видимо, находились заранее заготовленные кем-то вопросы, на которые было крайне важно получить ответ. Это было понятно по тому, как он старательно морщил лоб, вглядываясь в текст, стараясь не сбиться с намеченного списка.

Капитан охотно делился воспоминаниями, обходя некоторые моменты его жизни и терпеливо ждал, когда отроется лазейка, чтобы завести разговор об Усгуле. Но этот момент так и не наступил. Капитану так и не удалось придумать ничего путного на этот счёт. Он надеялся, что всё образуется само собой. Не вышло. На всякий случай капитан упомянул о пузыре, доставшемуся ему в наследство от Шенши и предупредил, что без должных мер защиты снимать его нельзя. Майор тут же позвонил кому-то и передал слова капитана. Но сам лично интереса к этому факту не проявил. Ему гораздо интересней было слушать истории о жизни иноземных существ, с людьми которых он почему-то не отождествлял, чем о каких-то технических достижениях.

Беседа длилась уже больше четырёх часов и капитан заметно устал. Он уже отвык говорить так долго. Майор заметил это и предложил капитану отдохнуть, намекнув, что разговор в ближайшем будущем продолжился.

Капитан наделся, что вопрос о денежном довольствии поднимет сам майор и на прощание стеснительно заметил:

– Мне бы какие-то подъёмные получить. С голоду я не умру, конечно, но всё же.

– Этот вопрос уже решён, – туманно заметил майор. – Вы не получали уведомление? – спросил он.

Капитан глянул на браслет и отрицательно покачал головой.

– Нет.

– Тогда пройдите сначала в канцелярию. Это тут рядом. По коридору направо и предпоследняя дверь. Табличку сами увидите.

Майор любезно улыбнулся и продолжил:

– Вас восстановили по всем позициям, включая прошлые заслуги, поскольку вам придётся ещё послужить отечеству, – и торопливо поправился, сообразив, что высказался не совсем правильно. – Конечно, не только поэтому. Но по роду службы вы будете внештатным консультантом, так как давно уже на пенсии и формально нет оснований переводить вас в действующий состав. Как только получите удостоверение, то отправляйтесь в пенсионный фонд. Вбейте это слово в телефон и он приведёт вас куда надо, – пояснил майор. – Получите там реквизиты для банка, а потом в банк за картой. Всего доброго, – напутствовал он.

– Спасибо, – поблагодарил капитан и вдруг вспомнил, что забыл сказать о самом главном. – Я бы хотел найти своих бывших сослуживцев по цитадели. Надеюсь, они ещё живы. Не поможете? – попросил он.

– Я не знаю, о ком идёт речь, – пожал плечами майор. – Видно, это было очень давно. Я попрошу поднять архивные файлы, – пообещал он.

Заметно повеселевший капитан быстро пробежался по всем инстанциям, благо они оказались в шаговой доступности и ощутил зверский голод. Пора бы и подкрепиться. Стало любопытно посмотреть какими средствами он располагает и следуя инструкциям, которые он получил в банке, открыл соответствующий раздел в служебном планшете, который выдали по роду своей будущей деятельности. Уведомление о том, что деньги поступили на счёт, уже пришло на телефон, но сумма указанная там, показалась каким-то банковским кодом. Да и разглядеть их на небольшом дисплее телефона для капитана было довольно сложно. Только несколько позднее он узнал, что изображение можно увеличить хоть до размеров стола.

Капитан не сразу смог подсчитать количество цифр на высветившемся счёте и только когда до него дошло, какой суммой он располагает, его чуть не хватил инфаркт. Он богат! Да ещё как богат. Сказочно богат. За годы скитаний набежала такая сумма, что капитан даже растерялся, не зная что с ней делать. Ещё сложнее было поверить, что это не банковская ошибка. Но никуда звонить капитан не стал.

«Для начала надо поесть, – решил он. – А там видно будет».

В ближайшем кафе посетителей почти не было. Лишь парень и девушка за столиком у окна. Капитан насчитал десять столиков и побрёл в дальний угол, чтобы никому не мешать. Но выскочивший откуда-то официант, преградил ему путь и вежливо указав на соседний с парочкой столик, посоветовал сесть именно там. Капитану ничего не оставалось, как подчиниться. Да и тактика официанта ему была понятна. Меньше придётся бегать по залу. Капитан заказал привычный обед из трёх блюд и невольно усмехнулся. За время его отсутствия мало что поменялось. Правда, чуть позже, это мнение пришлось изменить. Блюда не шли ни в какое сравнение с пищей на корабле. Да и борщ показался ему просто волшебным. Он даже стал забывать, что такое кулинарное чудо существует. Таких яств в заморских странах не предлагали.

За соседним столом парочка довольно громко разговаривала и капитан невольно подслушал часть разговора. Несколько раз прозвучала фамилия «Сазонов» и капитану стало любопытно, о каком таком Сазонове идёт речь. Любопытство подстёгивал и тот факт, что в беседе этих молодых людей он пару раз слышал словечки, присущие программистам. Неужто речь шла о том самом Сазонове?!

Желание узнать стало настолько сильным, что капитан поднялся и подошёл к соседнему столику.

– Прошу прощения, – извинился он. – Я случайно услышал фамилию одного моего знакомого: Сазонова. Мне показалось, что вы работаете в сфере информационных технологий. Как и он. Позвольте спросить: сколько ему лет? Мы расстались с ним очень давно и я потерял его контакты. Хотелось бы вновь встретиться с ним.

Парочка удивлённо переглянулась, видимо не понимая, как такое могло вообще случиться, но возмущаться и поучать не стала.

– Это наш преподаватель по программированию, – ответила девушка. – Он, да, довольно пожилой мужчина, – оценивая шансы капитана, кивнула она. – Сколько ему лет я не знаю, но вполне возможно, это тот, кто вам нужен. Первомайская семь, – подсказала она адрес. – Квартиры нет. Дом частный.

– Спасибо, – обрадовался капитан и не доев обед, вытащив карту из кармана, пошёл к стойке бара, чтобы расплатиться.

На девушку это произвело неожиданное впечатление. Она проводила капитана удивлённым взглядом и изумленно поджав губки, покачала головой. Таких дикарей ей ещё не доводилось видеть.

– Мужчина, – не выдержала она. – Вы не знаете, как телефоном пользоваться?

Капитан обернулся и смущённо развёл руками.

– Я же говорю, – нашёлся он. – Очень долго в командировке был. Не освоился ещё.

– Понятно, – вздохнула девушка, с любопытством осмотрев его ещё раз.

– Я вам такси вызову, – сочувственно постановила она, решив, что этому странному дядьке срочно нужна помощь.

– Спасибо. Благодарствую, – растерянно пробормотал капитан и расплатившись с подоспевшим официантом, поспешно выскочил на улицу. Нужно срочно учиться, чтобы не выглядеть таким дикарём, ругал он себя на все лады.

Такси подъехало почти сразу. Капитан плюхнулся на заднее сиденье и только когда они проехали, наверное, с половину пути, вдруг вспомнил, что не назвал адрес. Жизнь в новом мире дала о себе знать. Сплошные непонятки и переживания.

– Мне… – пытаясь привлечь внимание, повысил голос капитан, но водитель его перебил: – Знаю. Первомайская семь.

«Девушка, конечно, молодец» – отметил по себя капитан и расслабился. Всё идёт нормально.

При расчёте снова возникли сложности. Капитан вспомнил, что налички у него нет и протянул карту, бормоча извинения. Водитель карту принял, но недовольно буркнул нечто непонятное для капитана:

– Лень, что ли…

Что сие означало, капитан так и не понял, но спрашивать поостерёгся.

Дом Сазонова оказался почти за чертой города. Буйная листва деревьев скрывала дома и капитан ещё раз поблагодарил девушку. Тут и навигатор никакой не поможет. Тайные номера домов знали наверное только таксисты. По крайней мере, ни одной таблички, пока они ехали, он не увидел.

Калитка оказалась незапертой и капитану ничего не оставалось, как подняться на крыльцо и постучать в дверь. Ничего похожего на звонок или переговорное устройство он не нашел.

Дверь открылась не сразу. Кто-то там гремел и шуршал, видимо спешно наводя порядок и только минут через пять в проёме возник внушительного вида мужчина. Секунду или две, он пристально всматривался в лицо капитана и вдруг растерянно обронил:

– Товарищ капитан?..

– Олег, ты, что ли это? – капитан так и не признал старого сослуживца. От бывшего доходяги не осталось и следа. На него смотрел хоть и сильно постаревший, но довольно крепко сбитый, мордастый мужик.

– Я, – всё ещё не веря в чудесное воскрешение капитана, проронил Сазонов и поспешно подался назад, приглашая в дом.

– Проходите, товарищ капитан. – По всей видимости, он забыл не только фамилию, но и имя.

Дом внутри распланирован был с удобствами. Несмотря на невзрачные размеры снаружи, тут были кухня, зал, спальня и даже личный кабинет. Двери везде были распахнуты и капитан мельком успел разглядеть обстановку.

Сазонов привёл капитана в зал и усадил на диванчик. Сам он расположился в кресле и придирчиво осмотрев обстановку, не зная с чего начать, иронично сморщился и развёл руками.

– Вот так и живём.

– Я к тебе вот по какому поводу, – капитан за день основательно устал и решил сразу перейти к делу. – Помнишь, наверное, Усгула? Это тот тип, который нам буровую подарил.

– Помню, конечно, – подтвердил Сазонов. – Он к нам частенько наведывается. Каждые десять лет как штык появляется. Его наверное, в наказание сюда приписали, чтобы знал, почём фунт лиха стоит, – усмехнулся он. – А зачем он тебе нужен? – удивился Сазонов.

Мысль о том, что шанс встретиться с Усгулом, пусть и через десять лет, существует, остановила желание говорить, но после короткой заминки, капитан все же решил поделиться своими планами с Сазоновым.

– У меня дело к нему. Можно сказать, государственной важности, – улыбнулся он.

– А ты когда прибыл? – поинтересовался Сазонов. – В новостях о тебе ни слуху, ни духу. Усгул только вот на прошлой неделе отчалил. Не знал?

– То-то я смотрю, эти парни из санэпидемстанции злые как собаки были, – усмехнулся капитан. – Моего пса чуть до смерти не закололи, да и меня чуть не заклевали. Почему, мол, сразу не доложил. А я и понять тогда ничего не мог.

– У тебя есть собака? – удивился Сазонов. – Где ж ты её взял? Эта причуда бешеных денег стоит. Даже наш губернатор себе позволить этого не может.

– Ну, не совсем собака, – поправился капитан. – Это я так, по привычке, сказал. Смесь бульдога с носорогом, в общем, – улыбнулся он. – Из дальних стран он. Как-нибудь расскажу.

– Надеюсь, ты не этого пёсика хочешь Усгулу подарить? – спросил Сазонов, надеясь на продолжение разговора.

Нет, конечно, – заверил капитан. – У меня есть послание к нему. Из дальних стран, опять же. Только смотри, никому об этом. Наши бюрократы похоронят эту бумажку на дне самого глубокого архива и следов её не найдут.

– Эти могут, – поддакнул Сазонов. – А что за послание, если не секрет конечно?

– Да я не знаю, – отмахнулся капитан. – У них там техника похлеще нашей. Что у тебя в голове проблемы узнать не составляет. Так что я даже не читал. Опасно.

– Хм, – удивился Сазонов и на минуту задумался.

– В общем так, – постановил он. – Сам я оправить послание не могу. Связи есть, но придётся раскрыть твой секрет. А вот Федерякин запросто может.

– Живой ещё прапорщик?! – изумленно воскликнул капитан.

– Живой, – кивнул Сазонов. – Только сдал сильно. Высох как мумия, но носится как угорелый. Он теперь не прапорщик. Академик. Так что относись к нему уважительно. Сильно заносчивый стал.

Спасибо, учту, – поблагодарил капитан. – Как мне его найти?

– Запиши номер телефона, – попросил Сазонов.

Капитан полез во внутренний карман за планшетом и Сазонов удивился:

– У тебя что, телефона нет?

– Есть. Да глаза что ли ни черта не видят. Всё крошечное какое-то, – посетовал капитан. – У меня на старом и то буквы больше были.

– Дай сюда, – потребовал Сазонов, но не утерпел и пересел на диван. Поскольку браслет был на левой руке, то он решил его не снимать.

– Вот смотри.

Задрав рукав капитана, Сазонов двумя тычками создал панорамный голографический экран и раздвинув его пальцами до нужных размеров, отпустил руку.

– Учись, студент, – снисходительно бросил он. – Вот теперь печатай, сколько душе угодно.

Капитану эта фишка понравилась. На большом экране четко высвечивались все буквы и цифры виртуальной клавиатуры. Он даже потыкал в парившие в воздухе кнопочки и остался доволен. Теперь совсем другое дело.

– Такая система у них тоже есть, – не остался в долгу капитан. – Я думал, мы до этого ещё не дошли.

– Это древняя технология, – возразил Сазонов. – Ёще с Земли привезли. Просто руки до неё пока не доходили. Тогда надёжность и простота на первом месте была. И правильно сделали. Для этих мест пришлось серьёзно эту технологию доработать.

– Да понятно, – не стал спорить капитан. – Я о нашей реальности и говорю, – и пытаясь как-то сгладить возникшую напряженность, слегка смутившись, попросил:

– Ну-ка, повтори ещё раз. Я что-то не запомнил, куда нажимать надо.

Сазонов с удовольствием повторил операцию и заодно объяснил, как надо платить телефоном.

– Система простая. Если в магазине, то со счёта спишется автоматически. На выходе. А в других местах, вот этот значок замигает, если купишь что-нибудь. В кафе, например. Надо нажать на него и в следующем меню нажать «оплатить». И всё.

– Вот почему на меня девушка наехала, – улыбнулся капитан. – А я с картой к стойке бара, дурак, попёрся.

– Ну, молодые они такие, – поддакнул Сазонов. – Непременно всё чтобы по ихнему было.

– Может, ты и пароли мне в планшете уберёшь? – вспомнил капитан. – Доставать стали уже. В какой раздел не зайдёшь, везде пароль требует. Ладно бы они разные были. Так ведь нет. Один пароль на все разделы. На кой чёрт эта фигня нужна – не пойму.

–Пароли ты сам можешь изменить, – подсказал Сазонов. – Это сделано для твоей же безопасности.

– Какой? – деланно удивился капитан. – В нашем мире украсть вообще что-нибудь можно?! Что-то я у тебя ни одного замка на дверях не видел.

– К сожалению, воров и бандитов у нас нет, – иронично посетовал Сазонов. – Это так сказать, задел на будущее. Сейчас на Заре всего пять городов, но со временем их станет больше и всё может измениться. Всё зависит от того кто за «рулём».

– Кстати, о руле, – вспомнил капитан. – Неплохо было бы помянуть нашего генерала Амосова. Как ты на это смотришь?

– Этого можно, – согласился Сазонов. – Заслужил. Только дома у меня ничего нет, – посетовал он. – Не держу. Разве что добрым словом.

– Можно и добрым, – не стал возражать капитан. – Хороший был человек. Пусть земля ему будет пухом.

Они помолчали с минуту, вспоминая минувшие дни и капитан даже сокрушенно вздохнул, посетовав про себя, что так и не удалось больше свидеться с ним.

– А что у нас с буровой? Жива старушка? – решил нарушить молчание капитан.

– Какое там, – досадливо откликнулся Сазонов. – Как только пришёл Систерин, так сразу понабежали умники. Мы, говорят, её разберём и сами сделаем такую же. Ну и что? – возмущённо вопросил он. – Разобрали, а так ничего и не поняли. Собрали опять, а она не работает. Полгода над ней бились, а потом бросили. Никому не нужна стала. Хорошо Михайлов свою установку сделал. Ну ты помнишь. Застал ещё, – припомнил он давние события, – По мощности с буровой ей конечно не сравниться, но хоть что-то. Так бы вообще без ничего остались.

– Надо было к Усгулу обратиться, – заметил капитан. – Он бы помог.

– Обращались, – сердито бросил Сазонов. – Только он такую цену за новую заломил, что всем охоту разом отбило. А старую, говорит, починить уже невозможно. Я предупреждал.

– Предупреждал, – грустно кивнул капитан. Такую вещь не уберегли. – Ладно, – устало вздохнул он. – Я, пожалуй, домой пойду. Завтра, может быть зайду. Или послезавтра. Там видно будет.

– Может останешься, – спросил Сазонов. – Чего мотаться туда и обратно. Переночевать есть где.

– Не-е, – замотал головой капитан. – Мне Тобика ещё кормить надо. Он там, наверное, с ума сходит.

– А ты привези его сюда, – предложил Сазонов. – Мне вечерами всё равно делать нечего. Гулять буду с ним. А ты в этих трущобах где гулять с ним будешь? – задал он каверзный вопрос. – В парке разве что. Так там тебе прохода не дадут. Каждый захочет твою собачку погладить. А здесь поле, лес, ни души. Красота. Гуляй не хочу.

– Я подумаю, – вздохнул капитан, понимая, что всё это выглядит заманчиво, но вряд ли осуществимо. – Это не собака, всё-таки, – предостерёг он. – Кроме меня она никого не признаёт и хвостиком перед тобой вилять не будет. Для неё ты никто и на поводке ты её не удержишь. Этот боров на поводке тебя сам скорей потащит. Но я подумаю, – обнадёжил он Сазонова. – Может, решим как-нибудь этот вопрос.