Многие наши внутренние убеждения формируются еще в детстве. Это то, что мы усваиваем из социальной среды, в первую очередь конечно от родителей.
Убеждения во многом предопределяют нашу дальнейшую жизнь. Они могут быть как нашими помощниками, катализаторами в действиях и поступках, так и барьерами, которые мы сами себе устанавливаем.
Условно их можно разделить на положительные и отрицательные.
Например, положительные убеждения:
- я самостоятельна
- я заслуживаю любви и уважения
- я достаточно хороша
- мне комфортно, интересно с собой
- я в безопасности
- никто не имеет права меня обижать
Отрицательные:
- я неполноценна
- я недостаточно хороша
- я беспомощна
- мир небезопасен
- люди не желают мне добра
- я пропаду без поддержки и помощи
Отрицательные убеждения также формируются в результате гиперопеки со стороны родителей, критики и завышенных требований к ребенку. От таких родителей можно услышать: «Не трогай – сломаешь», «Не бегай – упадешь», «Давай лучше я это сделаю», «Ты еще маленький - не справишься», «В твоем возрасте я лучше училась».
В таких семьях люди вырастают с убеждениями о своей несостоятельности, никчемности, неспособности справляться с трудностями. Им трудно принимать самостоятельные решения, идти на риск. Они не переносят неопределенность и крайне нуждаются в поддержке окружающих.
Возможно, некоторые отрицательные убеждения были необходимы нам в детстве для нашей безопасности. Но мы выросли, и они давно для нас устарели, как старые детские платья, которые нам очень малы и мешают двигаться.
Поэтому важно замечать и анализировать, какие именно убеждения стоят за вашими поступками. Какую пользу или вред они вам приносят.
А какие внутренние убеждения знакомы вам? Помогают или вредят они?