Пётр Петровский указывает, что вопрос проникновения негативных практик из Украины в Россию стоит не только в ХХI веке. В качестве примера эксперт приводит результаты Переяславской рады 1653 г., которые, как он отмечает, положили начало вестернизации России.
"Итогом были церковная реформа и раскол, создание интеллектуальных и образовательных центров, моды на все западное", - говорит Петровский, - "Эта среда и воспитала будущего западника Петра I, ввела гражданский литературный язык, который под влиянием переселенцев из украинских земель получил иной, нежели народные диалекты окрас, упразднение патриаршества, введение системы управления на западный манер".
Эксперт обращает внимание на то, что в этом процессе тогда участвовали деятели и с белорусских земель - например, Симеон Полоцкий. "Тогда наши земли вместе с украинскими находились по одну сторону баррикад - в Речи Посполитой - и испытали все, так сказать, прелести, полонизации и закрепощения. Отсюда и реформизм. Школы типа Киево-Могилянской Академии взяли за основу образования иезуитские учебные заведения. Социальная структура Речи Посполитой тоже повлияла. Соборное уложение 1649 г. было во многом калькой со Статута ВКЛ, вводило многие "панские" практики. Но отдельно повлияло на российское общество запорожское казачество, представлявшее собой конгламерат беглых крестьян, шляхты, аванюристов не только с Речи Посполитой, но и с Венгрии, Молдовы, Крыма, Османской империи, которые расселились в Дикое поле южнее Киева, образовавшееся в результате обезлюживания при нашествии монголо-татар", - комментирует ситуацию Петровский.
Он добавляет, что "эта анархическая масса, где на одного казака десять гетманов, будоражила Россию до конца 18 века. Но даже после, интегрировавшись в русское дворянство, имела определённый коррупционный стиль. Отсюда же, кстати, и потёмкинские деревни - символы откатов, распилов и показухи".
Белорусский политог убежден, что результатом всего этого стала утрата Московской Русью не только таких черт своей культуры, как Церковный обряд и стиль жизни или же особые черты языка, но и своего социального этноса и общинности. На смену им пришли западные дворянские практики, некоторые из которых доходили до самодурства или же убожества, отраженного в "Недоросли" Фонвизина.
"Попытки сегодня кооптировать олигархическую махновщину в политические процессы вокруг СВО опасны для России, впрочем, как и для Беларуси. Авантюристы, барыги, олигархи и просто проходимцы, плоды постсоветской Украины будут пытаться внедриться во все структуры и проекты, что не может не влиять. И им в этом будут пытаться помочь классово близкие пережитки 90-х", - продолжает Петровский.
Эксперт отмечает, что Беларусь в данной ситуации, в отличие от 17-18 веков, не находится в одном лодке Речи Посполитой вместе с Украиной, а представляет собой наиболее советский островок порядка на пространстве бывшего СССР. "И здесь 28 программ Союзного Государства являются механизмами предупреждения украинизации России. Наоборот, курс Беларуси - это поворот на Восток, в том числе и поворот России, реиндустриализация, новая промышленная революция и импортозамещение, наведение управленческого порядка", - поясняет он, - "Т. е., Беларусь для России - это те старообрядцы 17 века, товарищ Сталин века 20-го или же красная Вандея эпохи перестройки. Главное в этих раскладах победить, в том числе олигархию как в России, так и в Украине".
Читайте нас в Вконтакте, Telegram и Instagram. Присоединяйтесь!
Наш Портал
NPR.BY