Итак, наконец мои мощные лапищи дошли до этого фильма. Или точнее: до рецензии на этот фильм.
Опережая все, сразу скажу: фильм мне понравился, во время просмотра мне не хотелось параллельно листать картинки с котятами в интернете, а это уже можно считать знаком качества.
Прежде всего, фильм рассказывает нам историю не эксцентричной королевы, которая не слышала свой народ, а ребенка, вырванного из-под отеческого крыла и оставленного в чужой стране, с кучей новых правил, обязанностей. Вроде бы, обычная история об отчужденности и потерянности.
Маленькая Антуанетта прибывает во Францию, где вынуждена оставить все «прошлое», все австрийское, вплоть до любимой собачки Мопса, ведь она должна умереть как принцесса Австрии и переродится Дофиной Франции.
Фильм невероятно хорошо играет с цветом. Так, первый раз мы видим пока еще принцессу в белом – как позднее окажется, именно белый цвет красной нитью проходит через всего персонажа Марии. Каждый раз, когда она теряет связь с реальностью или просто потеряна, она облачается в белый цвет. Это тот цвет, с которого все начинается и которым все заканчивается.
Следующий цвет-маркер: голубой, синий. Этот цвет проходит нитью так же через весь фильм, он подчеркивает «королевский» статус Марии. И серьезность событий, которые она переживет. Так же синий цвет – маркер королевского двора, к которому теперь принадлежит Антуанетта.
И последний цвет-маркер: розовый. Цвет увеселений Марии, в которых она постепенно теряет связь с реальностью, потому что реальность жестокая и страшная, она требует серьезности и понимания, а Антуанетта не хочет принимать эту реальность. Она хочет продолжать развлекаться словно дитя, потому что ничего кроме пышной придворной жизни ей не осталось. Холодный муж, разочарование в браке, давление со стороны всех ведь брак с королем девственный.
И нам дают прожить вместе с Марией это веселье, влюбиться в шумный версальский двор, прежде чем она вновь облачится в белый после рождения ребенка, которым она разочаровала, ведь дитя – девочка.
Это является ключевой точкой, после которой последняя связь с реальностью для Марии теряется. Зреют недовольства, казна Франции стремительно пустеет, но она лишь прячется с дочерью в своем «маленьком убежище» - подаренной резиденции.
Сцена, которую сложно пропустить – с яйцами, которые перед тем, как придет королева, слуги помыли и сложили обратно. Антуанетта не видит реальности, она видит лишь красивую картинку, которую создают она сама и люди вокруг нее. Она застыла в своей дереализации и не делает даже малейших попыток выйти из нее, наконец начать вновь осознавать мир вокруг себя.
Фильм очень хорошо говорит показывая, ему не нужно произносить вслух потерянность Марии, ему не нужно говорить о том, что она потеряла ребенка – это показывают в двух тихих сценах, которые воруют все внимание.
Фильм нельзя назвать скучным за его тишину, он просто дает эти моменты осмысленной тишины, когда героиня сталкивается с правдой вокруг себя, и вновь шумит вечеринками, когда она начинает отрицать действительность.
«Мария-Антуанетта» 2005 года, фильм не о биографии скандальной королевы, это фильм о медленной и верной потери реальности, и самого себя. Сквозь призму веселья и вечеринок, постепенно отдаляясь от своих боли и горестей, пока внутри не останется ничего, что могло бы изменить ситуацию вокруг.
У него незаслуженно низкий рейтинг – 6,8/10, с которым я не согласна. Просто фильм нужно смотреть, осмысливая его, улавливая контекст, а не ожидая, что персонажи тебе всё скажут вслух и желательно с пояснениями.
По моим ощущениям, его нужно смотреть под настроение, но он определенно точно заслуживает внимания больше, чем получил.