Найти в Дзене
Аргументы и факты – aif.ru

Схематоз убил министра? Почему мог упасть вертолёт на детсад под Киевом

Оглавление
   Вертолет Airbus Super Puma 225.
Вертолет Airbus Super Puma 225.

Катастрофа вертолёта под Киевом, по официальной информации, стоила жизни 14 украинцам. В том числе одному ребенку. Травмы получили 25 человек, среди них 11 детей и беременная женщина. По словам главврача Броварской больницы Валентина Багнюка, пятеро пострадавших в тяжелом состоянии. Основных версий происшествия три.

Из-за того, что вертолет летел на низкой высоте, мог задеть какой-то объект и рухнуть. Это самый предпочтительный для власти вариант. Вторая версия — диверсия. Якобы его могли сбить или что-то взорвалось на борту. Тут есть показания свидетелей, которые видели, что вертолет горел еще до падения. И, наконец, третья версия, самая неудобная для Киева — техническая неисправность.

Вертолетный секонд-хенд

Аварии с вертолётами Н225 Super Puma, а именно такой рухнул на детсад, случались уже не раз. В 2009 году в море у берегов Шотландии на таком же вертолете разбились 14 человек. А в 2016-м — в Норвегии разбились 12 человек. Всего с 1980 г. было 7 подобных аварий.

После катастрофы в Норвегии канадская компания CHC Helicopter вывела из эксплуатации все французские вертолёты, которые использовала на правах лизинга.

Соглашение по покупке 55 машин Super Puma подписали тогдашний глава МВД Украины Арсен Аваков и госсекретарь министерства экономики и финансов Франции Дельфин Жени-Стефан. То есть договаривались на высшем уровне. Формально вертолёты покупали для МЧС, но на Украине эта служба подчиняется МВД, поэтому все устроил Аваков.

За 554 миллиона евро Киев получал вертолёты секонд-хенд и в придачу их некое сервисное обслуживание. Цена оказалась смешной: один новенький Н225 Super Puma тогда стоил от 21 млн евро. Но это не французы продешевили. Сразу было объявлено, что вертолёты будут не новые. Говорят, машины собирали по всей Европе, в том числе и те, что эксплуатировались в хвост и гриву на норвежских морских нефтегазодобывающих платформах.

Что не так с вертолётами?

Катастрофа Н225 в 2016-м в Северном море произошла из-за отрыва несущего винта. Тогда нашли проблему с надежностью редуктора несущего винта всего семейства вертолетов Super Puma.

Компании Airbus Helicopters тогда вчинили несколько исков из-за «врожденной» неисправности. В отчете экспертов было написано не только о потере несущего винта, но и о серьезной проблеме в коробке передач, которая связана с повреждением подшипников. Изначально коробку передач разрабатывали ещё в 1960-х годах для моделей вертолетов весом до 7 тонн. Но затем её стали применять в моделях существенно тяжелее — 11 тонн.

Запрет на эксплуатацию всей серии вертолетов Н225 и AS332L2 ввели в 2016-м. Тогда решили, что вертолету необходима модернизация, которая должна была затянуться на 5 лет. Но управились быстрее. Заменили «некоторые детали» и в 2017-м запрет сняли. Продавали по бросовым ценам: в 5 раз дешевле, чем могли бы стоить б/у машины — за 4 миллиона долларов один вертолёт.

Рухнувший под Киевом вертолёт был как раз из купленной у французов партии.

Поляки отказались, а Киев позарился

Изначально 50 машин Н225 Super Puma хотела купить Польша, но после запрета эксплуатации резко передумала. Зато Киев в 2018-м позарился на дешевизну. И даже не обратил внимание, что в тот период несколько машин были возвращены покупателями на завод. В Киеве тогда вовсю уверяли, что вертолёты «не те самые норвежские», а другие — улучшенные. В МВД у Авакова даже уточнили, что Украине достались вертолеты, которые хотела, но передумала покупать Польша.

Самое любопытное, что французы умудрились не просто избавиться от проблемного товара, но еще и на этом подзаработать. Киев просто взял у Парижа кредит в 475 миллионов евро на покупку вертолётов. То есть украинские налогоплательщики ещё и проценты за такое добро должны были платить.

И ещё, с министром МВД Украины Денисом Монастырским, который по странному стечению обстоятельств летел в разбившемся вертолёте, сыграли злую шутки «бюджетные махинации» по списанию денег на обслуживание Н225 Super Puma. Проще говоря, он продолжил крутить схему своего предшественника. Господин Аваков, как подозревают, еще в 2018-м заложил свой «откат» в схему покупки у французов.

Выглядело все это весьма примитивно. Украинские эмчеэсники получили первые вертолёты сразу в 2018-м, и они все были с солидным налётом. Как выясняется, никаким сервисным обслуживанием там и не пахло. Украинские СМИ пишут, что еще в сентябре 2022 года СБУ раструбила — разоблачили у украинского аналога МЧС масштабную коррупционную схему, «которая ставила под угрозу жизнь тысяч украинцев». «Схематоз» крутить начали ещё в МВД при Авакове, а уж потом эстафетную палочку подхватило руководство черерзвычайщиков. Скандал технично замяли. Хотя, по информации СБУ, речь идёт о ежемесячном обогащении на 10 миллионов гривен. И это так — самые скромные расчёты. Например, уже в ноябре, после всех заявлений СБУ, специальный авиационный отряд оперативно-спасательной службы ГСЧС без проведения открытых госзакупок взял и заказал напрямую у компании Airbus Helicopter инспекцию вертолета... за 62 млн гривен. Что уж там инспектировали, если вообще было дело, французы, неясно. Но факт остается фактом: под Киевом рухнул именно вертолёт из той самой партии.

Ну и последнее. Тогда, в 2018-м, Украина могла купить российские вертолеты Ми-8. Они близкие по характеристикам к Н225 Super Puma и по более низкой цене. Формально в дело вмешалась политика, потому как покупать российское было уже не в тренде. Отговорились тем, что грузоподъёмность российских аналогов ниже примерно на 15%.