В конце 19 века в цивилизованном мире началось активное строительство электрических станций и сетевых сооружений, что не миновало и Россию. Стал получать развитие электрический транспорт. Интересно, что еще в 1938 году русские ученые разработали основные теоретические вопросы по электротранспортной системе, а в 1880-м году Федор Пироцкий под Петербургом запустил в виде эксперимента вагон конки на электрической тяге.
Однако первая коммерческая трамвайная линия была запущена в Берлине в 1881 году. Более того, в столицу Российской империи электротрамвай пришел только в 1907-м - уж больно была сильна конкуренция со стороны конок. Сначала электрический транспорт появился в Киеве (1892 г.), потом в Нижнем Новгороде (1896 г.), в Екатеринославе (1897 г.), а далее в Курске, Севастополе, Орле, Ростове-на-Дону, Тифлисе и т.д. и т.п.
Большую роль в появлении электрических трамваев в России (да и вообще, повсюду) играли бельгийские коммерсанты. По подсчетам историка Ролана Дюссара-Дезарта, бельгийцы имеют отношение к появлению более 500 трамвайных хозяйств во всём мире.
Так, Анонимное (акционерное) общество «Компания тяги и электричества» (Compagnie de Traction et de l’Electricitè, Societe Anonyme), реорганизованное в начале ХХ века в «Бельгийское анонимное общество трамваев и применений электричества» (Societè anonyme Belge des Ttramways & Application d l’Electricitè), объединяло под своим управлением трамвайные предприятия Севастополя, Кременчуга, Ярославля, Одессы, Николаева, Орла, Тифлиса, Ростова-на-Дону и других городов.
Поскольку, согласно российскому законодательству, иностранный капитал не мог напрямую участвовать на территории страны, то общество создавало в России другие компании. Так, например, было высочайше утверждено «Акционерное общество электрической железной дороги в Курске», ответственным агентом которого был член Правления инженер путей сообщения надворный советник Иван Лихачев; главное же правление оставалось в Брюсселе. Основной капитал общества - 3500000 франков, разделенный на 35000 акций по 100 франков каждая. Были также выпущены 10000 учредительных паев без обозначения их стоимости.
В газетах регулярно публиковались цифры выручки от трамвайного дела. Например, в «Кубанских областных ведомостях» от 19.08.1910 г. размещена таблица, где первая цифра - протяженность трамвайных путей, а вторая - выручка за первое полугодие:
Орел 11.8 км - 425 тыс.франков, Харьков 12 км - 823 тыс.франков, Екатеринослав 24 км - 929 тыс.франков, Ростов-на-Дону 17 км - 1206 тыс.франков, Тифлисе 25 км - 1314 тыс.франков, Одесса 74 км - 187 тыс.франков, Киев 116 км - 3603 тыс.франков. Так что владельцы этих акций были вполне обеспеченными людьми.
Купить «трамвайные акции» можно было как за границей, так и в России: на Санкт-Петербургской, Московской и других биржах. Дело было выгодным: срок концессии в Ярославле, например, доходил до 1938 года, а в Тифлисе до 1944 - только после этого имущество переходило в городское управление; на время концессии городские земли, необходимые для строительства, уступались обществу безвозмездно, первые годы общество не платило никаких налогов и пошлин в городскую казну и т.п.
Кстати, сотрудничество Бельгии и России в эти годы было невероятно успешным, и не только в сфере городского транспорта, но и в машиностроении, металлообработке и в горно-металлургической промышленности - по некоторым данным, на эти отрасли проходилось свыше 70% всех акционерных капиталов бельгийских обществ.
Акции были выгодным вложением до 1917 года; теперь они интересны как исторические документы или как хороший презент специалисту отрасли или другу, увлеченному ретро. Однако некоторые коммерсанты пытаются развести неопытных бонистов, предлагая эти бумаги реально по «трамвайным» ценам!!! )) Посмотрите, какие экспонаты можно увидеть на Озоне.
В нашем магазине, конечно, такого быть не может. Более того, читателям нашего дзен-канала мы дарим купон на приветственный бонус, который вы можете использовать здесь - vmiremonet.ru. При заказе нужно в поле для купона ввести DZEN2023. Купон будет действовать весь год!
Ваша Лира Динаровна