Найти тему
Vmiremonet.ru

Почему на акциях российских трамваев - франки?

В конце 19 века в цивилизованном мире началось активное строительство электрических станций и сетевых сооружений, что не миновало и Россию. Стал получать развитие электрический транспорт. Интересно, что еще в 1938 году русские ученые разработали основные теоретические вопросы по электротранспортной системе, а в 1880-м году Федор Пироцкий под Петербургом запустил в виде эксперимента вагон конки на электрической тяге.

Однако первая коммерческая трамвайная линия была запущена в Берлине в 1881 году. Более того, в столицу Российской империи электротрамвай пришел только в 1907-м - уж больно была сильна конкуренция со стороны конок. Сначала электрический транспорт появился в Киеве (1892 г.), потом в Нижнем Новгороде (1896 г.), в Екатеринославе (1897 г.), а далее в Курске, Севастополе, Орле, Ростове-на-Дону, Тифлисе и т.д. и т.п.

Запуск первого трамвая в Санкт-Петербурге. 29 сентября 1907 года. Фото из коллекции экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта.
Запуск первого трамвая в Санкт-Петербурге. 29 сентября 1907 года. Фото из коллекции экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта.

Большую роль в появлении электрических трамваев в России (да и вообще, повсюду) играли бельгийские коммерсанты. По подсчетам историка Ролана Дюссара-Дезарта, бельгийцы имеют отношение к появлению более 500 трамвайных хозяйств во всём мире.

 "Киевский трамвай". Акция на 500 франков 1905 год. Размер 348х378 мм; "Киевский трамвай". Акция на 100 франков 1905 год. Размер 268х340 мм.
"Киевский трамвай". Акция на 500 франков 1905 год. Размер 348х378 мм; "Киевский трамвай". Акция на 100 франков 1905 год. Размер 268х340 мм.

Так, Анонимное (акционерное) общество «Компания тяги и электричества» (Compagnie de Traction et de l’Electricitè, Societe Anonyme), реорганизованное в начале ХХ века в «Бельгийское анонимное общество трамваев и применений электричества» (Societè anonyme Belge des Ttramways & Application d l’Electricitè), объединяло под своим управлением трамвайные предприятия Севастополя, Кременчуга, Ярославля, Одессы, Николаева, Орла, Тифлиса, Ростова-на-Дону и других городов.

Поскольку, согласно российскому законодательству, иностранный капитал не мог напрямую участвовать на территории страны, то общество создавало в России другие компании. Так, например, было высочайше утверждено «Акционерное общество электрической железной дороги в Курске», ответственным агентом которого был член Правления инженер путей сообщения надворный советник Иван Лихачев; главное же правление оставалось в Брюсселе. Основной капитал общества - 3500000 франков, разделенный на 35000 акций по 100 франков каждая. Были также выпущены 10000 учредительных паев без обозначения их стоимости.

"Акционерное общество электрической железной дороги в Курске". Учредительский пай без обозначения стоимости 1895 год. Размер 280х393 мм; Акция на предъявителя на 100 франков 1895 год. Размер 528х395 мм
"Акционерное общество электрической железной дороги в Курске". Учредительский пай без обозначения стоимости 1895 год. Размер 280х393 мм; Акция на предъявителя на 100 франков 1895 год. Размер 528х395 мм

В газетах регулярно публиковались цифры выручки от трамвайного дела. Например, в «Кубанских областных ведомостях» от 19.08.1910 г. размещена таблица, где первая цифра - протяженность трамвайных путей, а вторая - выручка за первое полугодие:

Орел 11.8 км - 425 тыс.франков, Харьков 12 км - 823 тыс.франков, Екатеринослав 24 км - 929 тыс.франков, Ростов-на-Дону 17 км - 1206 тыс.франков, Тифлисе 25 км - 1314 тыс.франков, Одесса 74 км - 187 тыс.франков, Киев 116 км - 3603 тыс.франков. Так что владельцы этих акций были вполне обеспеченными людьми.

"Одесский трамвай". Учредительная акция 1881 год. Размер 250х348мм. "Орловский трамвай".  Акция на 100 франков 1896 год. Размер 348х331 мм. "Ростовский трамвай" (на Дону). Акция привилегированная на 100 франков 1886 год. Размер 240х335 мм. "Тифлисский трамвай". Акция на 50 франков 1895 год. Размер 364х338 мм.  "Екатеринославский трамвай". Акция на 100 франков 1897 год. Размер. 310х256 мм. "Харьковский трамвай". Акция на 50 франков 1895 год. Размер 376х352 мм
"Одесский трамвай". Учредительная акция 1881 год. Размер 250х348мм. "Орловский трамвай". Акция на 100 франков 1896 год. Размер 348х331 мм. "Ростовский трамвай" (на Дону). Акция привилегированная на 100 франков 1886 год. Размер 240х335 мм. "Тифлисский трамвай". Акция на 50 франков 1895 год. Размер 364х338 мм. "Екатеринославский трамвай". Акция на 100 франков 1897 год. Размер. 310х256 мм. "Харьковский трамвай". Акция на 50 франков 1895 год. Размер 376х352 мм

Купить «трамвайные акции» можно было как за границей, так и в России: на Санкт-Петербургской, Московской и других биржах. Дело было выгодным: срок концессии в Ярославле, например, доходил до 1938 года, а в Тифлисе до 1944 - только после этого имущество переходило в городское управление; на время концессии городские земли, необходимые для строительства, уступались обществу безвозмездно, первые годы общество не платило никаких налогов и пошлин в городскую казну и т.п.

Кстати, сотрудничество Бельгии и России в эти годы было невероятно успешным, и не только в сфере городского транспорта, но и в машиностроении, металлообработке и в горно-металлургической промышленности - по некоторым данным, на эти отрасли проходилось свыше 70% всех акционерных капиталов бельгийских обществ.

Акция "Русско-Бельгийское Общество печных устройств и литейных производств". 100 франков 1899 год. Размер 348х269 мм. Акция "Штамповочное производство в Донецке". Акция привилегированная на 250 франков 1912 год. Размер 412х275 мм. Акция. "Угольная шахта Луганска". 100 франков 1896 год. Размер 483х358 мм.
Акция "Русско-Бельгийское Общество печных устройств и литейных производств". 100 франков 1899 год. Размер 348х269 мм. Акция "Штамповочное производство в Донецке". Акция привилегированная на 250 франков 1912 год. Размер 412х275 мм. Акция. "Угольная шахта Луганска". 100 франков 1896 год. Размер 483х358 мм.

Акции были выгодным вложением до 1917 года; теперь они интересны как исторические документы или как хороший презент специалисту отрасли или другу, увлеченному ретро. Однако некоторые коммерсанты пытаются развести неопытных бонистов, предлагая эти бумаги реально по «трамвайным» ценам!!! )) Посмотрите, какие экспонаты можно увидеть на Озоне.

-6

В нашем магазине, конечно, такого быть не может. Более того, читателям нашего дзен-канала мы дарим купон на приветственный бонус, который вы можете использовать здесь - vmiremonet.ru. При заказе нужно в поле для купона ввести DZEN2023. Купон будет действовать весь год!

Ваша Лира Динаровна