Личность Николая Павленко неординарная и противоречивая. В его биографии с момента рождения и до последнего дня жизни осталось немало белых пятен. Например, никто точно не знает, когда он родился. Встречаются разные года: 1908, 1910, 1912, 1914. Даже за два года, в течение которых шло следствие по его делу, насчитывающем 164 тома, остался невыясненным вопрос, как у него получилось провернуть самую грандиозную аферу в истории Советского Союза и РККА. Историки до сих пор спорят по этому поводу, как и о том, были ли у него покровители или он гениальный мошенник.
О судьбе Николая Павленко в период с 1930 года по 1935 год известно немного. В 14 лет ушел из дома, по поддельным документам поступил в Минский политех. Спустя два года бросил учебу, опасаясь разоблачения и ответственности.
В 1935-м объявился Тульской области. В городе Ефремове устроился в ДСО бригадиром. Видимо, зарплата в дорожно-строительной организации его не устраивала, отчего начал воровать стройматериалы и заниматься приписками, за что был задержан и помещен в СИЗО. Здесь им заинтересовались сотрудники госбезопасности, предложившие «оказать содействие в изобличении заговорщиков» среди специалистов областного стройуправления. Подследственный сделал, о чем просили, после чего был освобожден. Ему даже помогли с трудоустройством. Быстро стал продвигаться по карьерной лестнице в Главвоенстрое. О «помощи» органам, конечно, никто не знал.
Рождение идеи
В 1941 году Павленко служил в инженерно-строительных частях Второго стрелкового корпуса. Когда в 1942 году началось отступление, по липовому командировочному удостоверению прибыл в Калинин (современная Тверь). Вместе с ним дезертировал Щеголев, водитель грузовика, на котором парочка добралась до города.
Наверное, для таких, как Павленко, главное — вовремя оказаться в нужном месте. Один из знакомых, Людвиг Рудниченко, в прошлом резчик по дереву, на одной из совместных пирушек ради забавы вырезал из резиновой подошвы гербовую печать, ничем не отличающуюся от настоящей, которыми пользовались в воинских частях. И здесь Павленко осенило. Он решает создать свое подразделение. Рудниченко поддержал приятеля.
УВСР №1
Сначала это был Участок военно-строительных работ №1, впоследствии название неоднократно менялось.
Подкупая нужных людей, Павленко вскоре обзавелся необходимой документацией, техникой, личным составом, военным обмундированием. Следует отметить, что «служить» к нему шли откровенные преступники и дезертиры. Но попадали и те, кто отстал от своих подразделений или выписывался из госпиталей.
Несмотря на свою фальшивость, формирование отрабатывало стройподряды качественно. Павленко лично контролировал строительство объектов, потому что понимал — плохое качество вызовет нарекания, а это ему было ни к чему.
За три года, с 1942-го по 1945-й, на подрядах было заработано свыше миллиона рублей.
Конец войны встретили в Германии. Павленко был уже в звании полковника, имел боевые награды. Кроме орденов и медалей, демобилизованные солдаты и офицеры его части получили от «командира» щедрое денежное вознаграждение.
Остается неясным: как ему удалось в 1946 году из Штутгарта отправить в СССР 30 вагонов, загруженных легковыми и грузовыми автомобилями, тракторами и мотоциклами, продовольствием, текстилем, домашним скотом и прочим имуществом.
Невольно напрашивается вывод: без очень могущественных покровителей, перед которыми не могли устоять ни Смерш, ни прокуратура, не обошлось.
Конец предпринимательству
Рано или поздно, но все заканчивается.
В послевоенное время полковник свое детище приостановил, а затем возобновил, позвав старых подельников. Финал наступил в 1952 году. Беда пришла оттуда, откуда ее меньше всего ждали.
Один из вольнонаемных написал жалобу на имя Ворошилова, в которой поведал, что у рабочих УВС собрали деньги на облигации госзайма, но ценных бумаг выдали на меньшую сумму, чем полагалось. Удивительно, но по письму организовали проверку. Расследование растянулось на два года. Был подсчитан ущерб, причиненный государству в результате афер лжеполковника — 38 миллионов 700 тысяч рублей. В 164 томах уголовного дела нашли отражение многие факты предприимчивого «строителя» и его компаньонов.
В отношении Николая Павленко суд вынес смертный приговор, с конфискацией имущества, который был приведен в исполнение через несколько дней. Остальные 16 обвиняемых получили тюремные сроки от 5 до 25 лет.