Начну с очередного повтора истины: мода и стиль - не одно и то же. Мода постоянно меняется, стиль остаётся неизменным годами и десятилетиями, а то и веками.
Теперь, собственно, пост. Про то, как устроена современная мода.
Сначала кутюрье выдают что-то. Что выдают и откуда берут, лучше не будем. Ещё ведь Анна Андреевна сказала, «когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...».
Ну вот, значит, кутюрье выдали и показали. И вы же знаете, кто сидит на самых лучших и почетных местах во время показов, для кого показывают всё раньше других и кого кормят, поят и задаривают до неприличия? Редакторы модных журналов и журналисты, пишущие о моде. Их задача - рассказать публике и растолковать ей, бестолковой, чему и как теперь надо восхищаться.
Дальше идут байеры, то есть оптовые закупщики, работающие на крупные магазины или сети. Теоретически они должны очень тонко и точно чувствовать то, что хочет и купит покупатель. На деле нередко все наоборот - покупатель покупает то, что закупил байер по причинам, которые порой никогда не станут известны, да лучше их и не знать. Выверты на этом этапе происходят совершенно удручающие. В том числе (и даже особенно) в нашем богоспасаемом Отечестве.
По идее, на этом этапе все должно завертеться и закрутиться. Ан нет! Тут в колесики машины свою смазку должны внести так называемые лидеры моды. Есть французский термин, кому лидеры не айс. Их называют «лансёры», от французского слова lancer - «запускать». Довольно сложно определить их важнейшую роль. Харизма, авторитет, обаяние, блеск - они придают безликим горам красивых шмоток магическую силу, пробуждают то, за что кутюрье душу готовы продать - желание подражать и покупать. Иначе чем объяснить, например, что половина женщин мира вмиг переодевается в оверсайзовские пуховики размером с чехол для машины. А мужчины надевают ботинки на платформах в виде бычьего копыта. Аргумент один - «модно». Более бессмысленного и тупого аргумента не найти. Как по мне.
Лансёрами или лидерами моды чаще всего бывают те, кто на виду. Элита всех сортов, артисты, музыканты. Но это получается не у всех, конечно. Нужна личность, уверенность в себе. Вот, например, Жаклин Кеннеди, которая не только поменяла обстановку Белого дома, но и заставила всех американских и европейских модниц копировать ее очки, шляпки и костюмчики с рукавами в три четверти, которые ей придумал американский дизайнер Олег Кассини, он же Олег Александрович Лоевский. Другие примеры? Пожалуйста. В 60-е годы Живанши одевал Одри Хепбёрн и ее образ юной наивной красавицы, не осознавшей своей сексуальности мигом разошёлся по миру вместе с одеждой Живанши. Так же было и с Катрин Денев, по сей день не вылезающей из Сен-Лоран или Мадонной в Версаче.
Следующая шестеренка машины моды - богачи. Ясное дело, что упомянутые выше модные дома живут и жили не на деньги Хепбёрн, Денев и даже Мадонны. Миллионеры - они основа экономики домов моды, но не их реклама. Их мало кто знает. Таких, как Муна Аюб, миллионерша, светская львица, экстравагантная особа, скупающая все подряд, так вот, таких почти нет. Но «безымянных» богачей любителей модных шмоток - тьма.
Потом идёт армия рангом пониже. Продукцию загадочного разума кутюрье массово скупают завсегдатаи ночных клубов, люди, нарочито подчеркивающие свою сексуальность и светские тусовщики. О, это активные воины моды, незаменимые гонщики за этикетками. Все они готовы кинуться по свистку с банковскими картами наперевес, чтобы вмиг смести с прилавков абсолютно любые вещи, не обращая никакого внимания на всякие мелочи вроде «подходит не подходит», «скрывает недостатки», «сочетаемость цветов» и уж тем более «практичность». Они всё купят, наденут и внедрят вещи в своём кругу.
Потом идёт пехота «второй руки». Конформисты, которым ссыкотно быть первыми, но которые внимательно следят, что носят те, которые абзацем выше. Им нужно поддерживать статус. Они не наденут экстравагантное и эпатирующее и, в то же время, никогда - вещи прошлого сезона. Своего вкуса у них нет, поэтому они будут копировать бессчетные картинки из модных журналов. Именно для них в магазинах существуют продавцы-консультанты, а в витринах стоят манекены. Число им легион. В головах у них вакуоль. Увы.
В сторонке топчутся в ожидании своего часа сторонники классики. Они из года в год покупают консервативные бренды вроде Ральф Лорен или Бербери (если денег до фига) или просто воспроизводят несколько классических, давно устоявшихся и всегда актуальных образов. Это самодостаточные люди, которые сформировали свой вкус, не меняют его и не собираются менять, используя проверенные временем стилистические образы без претензий на что-то особенное.
Ну а остальные - это просто жертвы маркетологов и рекламных менеджеров, фанаты актеров и музыкантов, подражатели лансёров. Им достаточно увидеть рекламу с Максимом Галкиным или слов жены «я тебе по дороге свитер купила». И все, их выбор сделан.
А теперь ахтунг. Так как сейчас все норовят обидеться на все подряд, то заявляю, что я вообще не делаю никакой разницы между людьми, относящимся ко всем упомянутым мной категориям. Если вам что-то показалось, вам показалось. Я всего лишь попытался описать механизм прокручивания шестеренок , проталкивающих вещи из мозгов кутюрье в наши шкафы. А люди все разные и каждый уникален в чем-то своём.
Картинки искать неохота, извините.