В свете нынешних событий как никогда становятся актуальными вопросы, связанные с истоками русской государственности и этноса, процессом собирания русских земель после периода раздробленности, взаимоотношениями с окраинными землями православного мира и другими государствами.
И одной из значительнейших политических фигур, оказавшей своё решающее влияние на сложный процесс объединения русских земель в единое государство в условиях сохранения вассальной зависимости от Золотой Орды, является Иван III. По масштабам своей деятельности и её итогам Иван III равен Владимиру Святому и Петру I, заложившим основы новой государственности и духовности.
Но в отличие от них фигура Ивана III как будто теряется среди деяний других государственных деятелей. Не слышно ни речей, возвеличивающих эту личность и его вклад в создание Русского государства, не видно даже памятников ему. И в тоже время пытаются возвеличить его внука Ивана Грозного, оставившего страну своим наследникам в состоянии разрухи и нерешённых внешнеполитических проблем.
15 января исполнилось 545 лет, как прекратила своё существование Новгородская боярская республика, присоединение которой к Московскому великому княжеству являлось фактом большой исторической важности, и к чему приложил непосредственно свою руку Иван III. Что двигало им, когда он целенаправленно лишал Новгород Великий его независимости и подчинял власти Москвы? Только ли желание воспользоваться воистину неисчерпаемыми ресурсами Новгородской земли?
Когда в 1462 году Иван Васильевич взошёл на московский престол ему в наследство досталось княжество по площади немногим больше нынешней Московской области. К тому же пережившее смутные годы феодальной войны между родственниками – наследниками князя Дмитрия Донского. В итоге кровопролитной войны победил отец Ивана – Василий II, внук князя Дмитрия Ивановича, заплативший за это дорогую цену: он был ослеплён, поэтому получил прозвище Тёмный.
Со всех сторон княжество подпирали чужие земли, католические, православные и мусульманские: с запада – литовские, смоленские, с юга – Большой Орды, на северо-западе – Твери, Новгорода, Пскова, на юго-востоке – рязанские.
К концу правления Ивана III, т.е. к началу шестнадцатого века, большая часть православных земель вошла в состав Московского великого княжества, увеличив его в несколько раз. Начинается формирование будущей России.
Этому предшествовало два значимых события: разрыв отношений с Золотой Ордой в 1480 году, что завершило процесс восстановления государственного суверенитета Московского княжества, и русско-литовская война 1500-1503 гг., в ходе которой были возвращены западные русские города Брянск, Гомель, Чернигов, Путивль, Мценск.
Присоединение Новгорода вполне вписывалось в эту стратегию отодвигания внешних западных границ от Москвы, равно как это происходило и на юго-востоке, где были поглощены рязанские и другие южнорусские земли. Но с Новгородом было сложнее в том плане, что к этому времени Новгородская республика уже переродилась в олигархическую, где простые люди – «молодшие» уже ничего не решали. От вече оставалось лишь воспоминание, а народная «буза» использовалась лишь в борьбе кланов новгородской господы.
В тоже время Новгород Великий – это огромная подконтрольная ему территория с большими материальными и людскими ресурсами, постоянным притоком денежных средств от зарубежной торговли. Но это и угроза православному миру из-за опасности новгородского сепаратизма. Тогда как ресурсы Московии были ограничены, да ещё и при постоянной угрозе со стороны тех осколков Золотой Орды, на которые она распалась.
Русским землям по-прежнему угрожала опасность быть сломленными, растоптанными, разобщёнными от очередного татарского набега. Опасность со стороны ханств понимали и в Новгороде, поэтому пытались, или думали (факт измены точно не доказан) о заключении договора с Великим княжеством Литовским, с которым Москва находилась в затяжном конфликте из-за борьбы за русские города. Играя на противоречиях между литвинами и московитами, новгородцы пытались получить свою выгоду.
Играл роль и религиозный фактор. Окончательно отойдя от православия Литовское княжество несло угрозу русскому миру, в тоже время претендуя на воссоздание Руси под своим верховенством. А тем более, когда заключило союз с католической Польшей, которая проводила последовательную политику вытеснения православия со своих земель, лишение русского православного дворянства льгот и привилегий по сравнению со шляхтой-католиками. Это приводило к кровавым восстаниям. В этой ситуации политические игры новгородской господы зашли слишком далеко, чтобы с этим могла мириться Москва.
Это в итоге предрешило судьбу Новгорода, а затем и Пскова – его «младшего брата». Не случись этого, от возрождающегося русского государства могли бы остаться только разрозненные княжества, так и оставшимися татарскими улусами. В конце концов был бы поглощён и Новгород, либо лишился своих земель, став эдаким городом-государством, осколком былого могущества.
Иван III был очень жёстким государем, где-то даже жестоким, бескомпромиссным, но в наследство своим потомкам оставил огромное государство с централизованной властью, системой управления и идеологией, пережившей века. Неужели он менее достоин увековечивания, нежели Владимир Красное солнышко или Пётр Великий, гигантские памятники которым возвышаются над Москвой?
Благодарим за дочитывание статьи. Если Вам понравилась статья и оказалась полезной – поставьте лайк! Вам несложно, а нам становится понятно, что именно интересно нашим читателям.
Будем благодарны за подписку на наш канал.