В теории этого жанра я, признаться, не очень… Нет, ну кое-что знаю. Авторам фэнтези, к примеру, не надо никому объяснять, как герои их произведений попадают в другие миры, на другие планеты, где не в почете законы природы, где боги, феи, драконы, ходячие мертвецы и прочая нечисть так же обыденны, как воробьи и тараканы. Что, чувствуете иронию моего тона и уже заранее предполагаете, что к фэнтези у меня весьма предвзятое и даже критическое отношение? Так нет, читал и Льюиса, и Толкина, совсем недавно пролистал «Ведьмака» Сапковского… Еще раз убедился, что границы этого жанра (а по сути, полное безграничье) открывают перед писателями необъятное поле деятельности – пиши, лишь бы была логика повествования и мысль, которую ты решил донести до читателя…
Стоп, мысль - она в фэнтези обязательна? Только не говорите мне, что в любом произведении искусства без нее – ну никак. О «Черном квадрате» Малевича не будем сейчас, он уже в зубах застрял, потому рекомендую взглянуть на «Круги музыкальных форм» Самохвалова, «Архитектонику» Поповой, «Снопы» Рождественского»… Раз они висят в галереях, значит – искусство? Подсказываете мне, что ближе к литературе примеры надо приводить? Пожалуйста! Вот стихи видного представителя Серебряного века Крученых: «Дыр бул щыл убыш щур»… Впрочем, говорят, что и в этих картинах, и в этой поэзии виден глубинный смысл, просто доступен он не каждому. Может быть. Каюсь, мне недоступен. Мне мысли, наверное, надо прозой расшифровывать. Фэнтези, к примеру.
Смело отношу к этому жанру «Трудно быть богом» Стругацких. Может быть я излишне патриот, но считаю эту книгу первой по качеству и содержанию в библиотеке этого жанра. И представляю, сколько они философских и исторических работ перелопатили прежде, чем создали этот шедевр. Думаете, случайно ими взят вот этот эпиграф Пьера Абеляра: «То были дни, когда я понял, что значит страдать, что значит стыдиться, что значит отчаяться». Абеляр… Он в свое время еще и вот это сказал: надо не верить, чтобы понимать, а понимать, чтобы верить. Может, впервые громко заявил о несовершенстве мира, о том, что совершенным он не может стать априори. Через пятьсот лет эту философию полностью поддержал и развил далее Спиноза…
Впрочем, вернемся к Стругацким. Румата с друзьями попадает на другую планету, в королевство Арканар, где происходит «нормальный уровень средневекового зверства». Местное начальство истребляет здесь самых умных, самых толковых, чтоб они, не дай-то Бог, не стали претендентами в борьбе за престол. По идее, Румате нельзя вмешиваться в происходящие события, и что же тогда остается делать?! Вот такая интрига, вот такой накал. Теперь прибавьте сюда язык писателей, их умение строить сюжет так, чтоб все время держать читателя в напряжении, при этом давать ему философские знания, заставлять думать!
Это – Фэнтези!!!
Дальше буду без фамилий - лишь пересказывать содержание тех повестей и романов, которые выходят у нас в этом жанре. 1. Воины межкосмического святого легиона прилетают на дикую планету, где в кровавой бойне спасают от злых волшебников и их слуг летающих гадов прекрасную принцессу. 2. Своенравная девочка, обделенная вниманием мамы, убегает в параллельный мир, где в страшных лесах видит такие ужасы, которые заставляют ее вернуться домой и стать паинькой. 3. Рыцари голубых мечей поступают в школу колдовства и побеждают Вечное Зло, питающееся энергией биологических существ. 4. Бесстрашные космические амазонки так рубятся с врагами галактики, что из нее, этой галактики, убегают все нехорошие твари. 5. Попаденец очутился в древнем мире, победил легион врага, заодно нехороших богов, влюбил в себя дочь царя и стал мудрым правителем. 6…7…8…
Думаю, вы сами можете продолжить список этой… Ну как бы мягче сказать… Не получается. Дыр бул щыл, вот.
Удивляюсь, как эти книги выходят , пусть бы в электронном виде, так нет, на бумаге, с цветными нелепыми обложками, приличными тиражами. Это что, можно читать? Пусть бы детям адресовались эти сказки и приключенческие истории, так нет, - в каждой из того, что я прочел, в каждой, поверьте, такие подробности сексуальных сцен и расчлененок, что оторопь берет. А язык… Один пример – и все, дальше от смеха и растерянности пальцы дрожат, по клавиатуре не попадают: «Текка обнажилась догола, слуга обмазал ее скользким маслом, и взяла в руки меч, который она думала был волшебным, но не знала, что негодяй Эрр подменил его и кроме того нарушил ее ауру».
Нет, я не прав, мне не смешно. Я немолодой уже человек и по старой привычке считаю, что книги нас должны учить чему-то, ну хотя бы тому, как строить предложения и находить ответы что есть добро, зло… Скажете, от фэнтези в плане «учить» и ждать ничего не надо, это же просто сказки? Но почему ж тогда говорят, что сказка ложь, да в ней намек? Так хоть намек-то на мысль должен быть?
Налистался вот таких фэнтези и подумал было: это просто не наш жанр, не ложится он под русское перо, потому все герои книг – Стивы, Люисии, Тэкки, Брюсы, Горации, Джобы… Это при том, что авторы – наши Любы, Ани, Николаи… Но вот лежит под рукой «Трудно быть богом». Там тоже вроде – Румата. Только он, если помните, наш человек, Антон. И книга, по сути, наша – со смыслом, с размышлениями, как и положено русской литературе. В любых жанрах.
Ребята, что мы пишем?
Что читаем?