*Самый брутальный император России в рейтинге, составленном автором статьи и не претендующим на истину последней инстанции.
Возглавляет этот рейтинг император Николай I - сильная личность, яркий политик, красивый мужчина. Однажды Лев Толстой назвал его в своем произведении Николаем Палкиным, и всё, историческая репутация императора оказалась испорченной.
А вот в своих мемуарах и воспоминаниях близких Николай Павлович предстает совсем другим человеком: честным, правдивым, сильным, любящим свою семью и прежде всего Россию.
При том, что император по материнской линии был наполовину немцем, а со стороны отца его последним чисто русским предком был прапрадед Петр I, сам он себя считал исключительно русским человеком:
«Наконец настал 1812 год; сей роковой год изменил и наше положение. Мне минуло уже 16 лет и отъезд государя в армию был для нас двоих ударом жестоким, ибо мы чувствовали сильно, что и в нас бились русские сердца, и душа наша стремилась за ним»
Можно было бы это засчитать за самолюбование, если бы не воспоминания его жены Александры Фёдоровны:
«Я могла беседовать с ним по-немецки (с Жуковским – прим. автора), что для меня было вдвойне удобно, т.к. я всё ещё чувствовала стеснение и несколько затруднялась говорить по-французски в России, где почти все изъяснялись на этом салонном языке изящно и изысканно. В то время мало ещё говорили по-русски, тогда как в настоящее царствование на нашем национальном языке говорят и чаще и более правильно, а это очень хорошо, ибо вполне естественно»
Именно во время правления Николая I русский язык снова стал привычным языком общения при дворе! Дворяне по-прежнему изучали иностранные языки, но абсурдная ситуация, когда правящие круги России говорили по-французски лучше, чем по-русски, осталась в прошлом.
В письмах к сыну, будущему императору Александру II, Николай Павлович постоянно напоминает ему о том, что основная цель жизни императора — это служение России:
«Не забывай наших разговоров, имей постоянно пред глазами цель своего существования; помни и люби Россию, и все тебе будет легко, и Бог, верно, тебя благословит»
Кстати, в историю России Александр II войдет как Освободитель. Во время его правления в 1861 году было отменено крепостное право.
Николай Павлович был вообще про действие, действие и ещё раз действие. Его дневниковые записи, которые он вёл для себя, а не для публикации, состоят почти полностью из глаголов и существительных:
«Жена вышла, к детям, у себя, Моден, уходит, жена, у нее, читал, Моден, снова уходит, дремал, Матушка, иду её встречать, к детям, поднялся, Михаил, обедали вчетвером в белой комнате, дети, отобедали, говорили, Матушка уезжает с Михаилом, провожаю её»
Николай I считал себя прежде всего военным человеком. С детства проявлял интерес к техническим наукам. В обычной жизни всегда ходил в военном мундире. Его дочь, великая княгиня Ольга Николаевна, так описала кабинет отца:
«Библиотека Папа была устроена так же, как и библиотека Мама, с той только разницей, что в ней над шкафами висели портреты генералов, с которыми он вместе служил»
Как настоящий управленец, Николай Павлович не боялся даже самой нудной бумажной работы, работая по несколько часов в день:
«Благодарение Богу! Довез Мама и сестер сюда благополучно вчера вечером в 6 часов. Но так замучен бумагами, что сегодня более тебе писать не могу, так глаза и липнут»
У Николая I слова редко расходились с делом. В одном из своих писем император написал, что всю жизнь будет чтить память генерала Милорадовича, убитого при подавлении восстания декабристов. Великая княгиня Ольга Николаевна при описании кабинета указала и такую деталь:
«Под стеклянным колпаком лежали каска и шпага генерала Милорадовича, убитого во время бунтов декабристов 14 декабря»
Николай Павлович не боялся признаться, что он чего-то не знает, что говорит о нем, как о сильной личности:
«Что касается моего поведения, дорогая матушка, то компасом для меня служит моя совесть. Я слишком неопытен и слишком окружен всевозможными ловушками, чтобы не попадать в них при самых обычных даже обстоятельствах»
Более того, он мог спокойно посмеяться над своими физическими недостатками, не унизив себя при этом:
«Поцелуй ручке жене своей и обними Марию и Елизавету Михайловну от имени дяди с длинным носом»
Император умел считать деньги. В английском магазине «Никольс и Плинке» у него была пятипроцентная скидка как у постоянного покупателя. Как говорится, мелочь, а приятно. Но и мелочным человеком он не был, подарки своей жене Александре Фёдоровне он делал просто роскошные.
К деньгам своих подданных он тоже относился с уважением. После вынужденного пребывания в городе Чембар (ныне – город Белинский Пензенской области) он расплатился со всеми, кто поставлял продукты к его столу. Казалось бы, такая мелочь, кто бы потребовал деньги с императора! Но именно такие детали ярче всего и характеризуют человека. Об этой истории читайте здесь.
Сам же Николай Павлович так описывал себя и свои жизненные правила:
«Я иду прямо своим путем – так, как я его понимаю; говорю открыто и хорошее, и плохое, поскольку могу; в остальном же полагаюсь на Бога. Провидение не раз благословляло меня в некоторых случаях жизни, помогая мне в самых запутанных по видимости делах достигать удачи единственно благодаря простоте моих жизненных правил, которые целиком в этих немногих словах – поступать так, как велит совесть»
Был ли император безупречен? Нет, не был. Он был сильным человеком, который четко видел свои цели и умел к ним идти. Он был справедливым. И он был благородным, не только происхождением, но и душой.
А полюбоваться на драгоценное и необычное ожерелье императрицы Александры Фёдоровны можно в моем телеграм-канале.