Найти в Дзене

Великий Новгород (часть 5 - Кремль: Софийская звонница, Памятник "Тысячелетие России").

Софийская звонница. XV-XVIII века.
Софийская звонница. XV-XVIII века.

Продолжаем обзор по новгородскому Кремлю. Ещё одно сооружение на территории Кремля, связанное со строительной деятельностью архиепископа Евфимия II, - Софийская звонница, заменившая в 1439 году прежнюю постройку, рухнувшую во время паводка двумя годами ранее. Звонница XV столетия была намного ниже нынешней и имела четыре пролёта для колоколов. Её первая значительная реконструкция состоялась в XVI веке - количество пролётов увеличилось до пяти, появились пять нарядных восьмигранных кирпичных шатров.

-2

Во второй половине следующего столетия соорудили каменное крыльцо, фасад украсили новыми декоративными элементами (в том числе изразцами), с юга к звоннице пристроили жилой дом для звонарей. В XVIII веке здание получило существующее ныне завершение в виде главки.

Софийская звонница с крыльцом и жилым домом для звонарей.
Софийская звонница с крыльцом и жилым домом для звонарей.

В первой половине XVII столетия в пролётах Софийской звонницы висели 14 колоколов, в 1659 году для неё был отлит ещё один "звон", весом около 26,5 тонны. Сейчас он стоит у подножия звонницы, рядом с несколькими другими новгородскими колоколами.

-4
-5

В 2009 году, во время торжеств по случаю 1150-летия Великого Новгорода, был освящён колокол, также изготовленный специально для звонницы. В настоящее время её здание продолжает использоваться по своему прямому назначению.

Один из пролётов Софийской звонницы с колоколами.
Один из пролётов Софийской звонницы с колоколами.

В самом центре Кремля, напротив Софийского собора, стоит единственный в своём роде монумент, воплотивший многовековую историю Русского государства, отсчитывающуюся от летописной даты призвания князя Рюрика в 862 году, - "Тысячелетие России". Идея его сооружения, возникшая в середине XIX века, была сформулирована в 1857 году на заседании Комитета министров. В процессе обсуждения приняли решение о создании памятника, посвящённого "первому русскому государю Рюрику" - основателю государства и первой русской княжеской династии, а также важнейшим событиям отечественной истории, утверждённое императором Александром II.

Памятник "Тысячелетие России".
Памятник "Тысячелетие России".

Средства на него предполагалось собрать по всенародной подписке, но вместо необходимых 500 тысяч рублей получили лишь 72, 5 тысячи, остальные деньги выделила государственная казна. В 1859 году объявили конкурс на разработку проекта памятника, к которому допускались все желающие. Из представленных 53 работ лучшей была признана принадлежащая только что окончившему Академию художеств М.О.Микешину и ученику скульптурного класса Академии И.Н.Шредеру. Победивший проект получил неоднозначные оценки современников.

Памятник в вечернее время.
Памятник в вечернее время.

Крупнейшие ваятели того времени, представители академической школы П.К.Клодт и Н.С.Пименов подвергли его резкой критике, расценив "как клевету на степень совершенства русской скульптуры нашего века", что не помешало воплотить этот проект в жизнь. Открытие монумента "Тысячелетие России", ставшее центральным событием юбилейных торжеств, состоялось 8 (20) сентября 1862 года при большом стечении народа, в присутствии императора, многочисленных членов императорской фамилии и свиты.

Памятник "Тысячелетие России".
Памятник "Тысячелетие России".

Композиция памятника символична: общий его вид напоминает и колокол, возвещающий потомкам о славных делах российской истории, и символ царской власти - шапку Мономаха. По своей структуре монумент делится на три части, верхняя из которых выполнена в виде огромной царской регалии - державы. Венчающий её крест является центром аллегорической скульптурной группы "Православие": женщина, олицетворяющая Россию, преклонила колени перед ангелом.

-10

Средняя часть образована шестью скульптурными группами, окружающими державу и соответствующими важнейшим эпохам истории Русского государства: призванию Рюрика, крещению Руси, началу освобождения её от монголо-татарского ига, созданию единого Российского государства, воцарению династии Романовых, образованию Российской империи.

Д.М.Пожарский, (1578-1641), князь, организатор народного ополчения в эпоху Смуты. Справа (на колене) Кузьма Минин (Сухорук) (ум. 1616), организатор народного ополчения в эпоху Смуты. Между ними - Михаил фёдорович (1597-1645), первый царь династии Романовых.
Д.М.Пожарский, (1578-1641), князь, организатор народного ополчения в эпоху Смуты. Справа (на колене) Кузьма Минин (Сухорук) (ум. 1616), организатор народного ополчения в эпоху Смуты. Между ними - Михаил фёдорович (1597-1645), первый царь династии Романовых.
Владимир Святославич (ум. 1015), великий князь Киевский, креститель Руси. Слева - женщина, подающая ребёнка для крещения. Справа - крестьянин, разбивающий идола.
Владимир Святославич (ум. 1015), великий князь Киевский, креститель Руси. Слева - женщина, подающая ребёнка для крещения. Справа - крестьянин, разбивающий идола.
Дмитрий Иванович (Донской) (1350-1389), великий князь Владимирский и Московский. Справа - поверженный литовский воин. Слева - поверженный татарский воин.
Дмитрий Иванович (Донской) (1350-1389), великий князь Владимирский и Московский. Справа - поверженный литовский воин. Слева - поверженный татарский воин.
Рюрик с щитом (ум. 879), князь Новгородский, легендарный основатель династии Рюриковичей.
Рюрик с щитом (ум. 879), князь Новгородский, легендарный основатель династии Рюриковичей.

Иван III (1440-1505), великий князь Московский. Слева золотоордынский воин, подносящий бунчук. Справа - поверженный ливонский воин
Иван III (1440-1505), великий князь Московский. Слева золотоордынский воин, подносящий бунчук. Справа - поверженный ливонский воин
Пётр I (1672-1725), царь, с 1721 года - император. Справа - поверженный шведский воин
Пётр I (1672-1725), царь, с 1721 года - император. Справа - поверженный шведский воин

Нижняя часть - пьедестал, опоясанный горельефным фризом с изображением 109 крупнейших деятелей русской истории. Он делится на четыре раздела, где Микешин решил "всех достойных людей представить, которые по разным отраслям знания, ума, науки и т.д. способствовали возвеличению России". На северной стороне фриза под фигурой Петра Великого находится раздел, называемый "военные люди и герои, который состоит из 36 персонажей, среди которых: Святослав Игоревич, великий князь Киевский; Мстислав Удалой, князь Торопецкий, Новгородский и Галицкий; Даниил Галицкий, политический деятель и полководец; Довмонт, Псковский князь; Александр Невский, князь Новгородский, великий князь Владимирский; Дмитрий Донской, великий князь Владимирский и Московский; Дмитрий Минин и Кузьма Пожарский, организаторы народного ополчения в Смутное время; Богдан Хмельницкий; Иван Сусанин; военачальники времён Отечественной войны 1812 года: Суворов, кутузов, Барклай-де-Толли, Багратион, Платов; адмиралы Лазарев, Корнилов, Нахимов и многие другие.

-17
-18

Самый небольшой раздел на западной стороне фриза "писатели и художники" включает всего 16 фигур. Здесь представлены Ломоносов, Фонвизин, Державин, Крылов, Грибоедов, Карамзин, Жуковский, Лермонтов, Пушкин, Гоголь, Брюллов, Глинка и другие.

На южной стороне памятника, под композицией "Крещение", начинается раздел "просветители". В основном это церковные деятели, те, кто стоял у истоков христианского вероучения, кто просвещал, нёс в народ высокие идеалы. Среди них: братья монахи Кирилл и Мефодий, создатели первой славянской азбуки; княгиня Ольга, которая одной из первых крестилась на Руси; великий князь Владимир, креститель Руси; легендарный летописец Нестор; св. Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой лавры и сподвижник Дмитрия Донского; святые Савватий и Зосима, основатели Соловецкого монастыря и многие другие.

-19

Восточную часть фриза занимает раздел "государственные люди". Среди них: Ярослав Мудрый, великий русский законодатель; князь Владимир Мономах; царь Иван III, "собиратель Руси"; Михаил Фёдорович Романов - первый царь династии Романовых; Пётр I; Екатерина II; Александр I; Николай I; Григорий Потёмкин и др.

-20
-21

В годы Великой Отечественной войны немцы строили планы увоза памятника в Германию, которому помешало наступление советских войск во время Новгородско-Лужской операции. Памятник решили восстановить. Постамент памятника выполнен из сердобольского гранита, общая высота монумента 15, 7 метра, вес бронзового литья - 65,5 тонны.

Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить интересное.