Найти тему

Как жены влияли на развитие своих мужей и почему мы мало об этом знаем

Несмотря на опубликованные мемуары, образованность, происхождение и прочие преимущества, мы знаем их как тех, кто всего лишь существовал рядом с известными нам личностями, а многих и вовсе не знаем. Часто о них говорят исключительно как о музах или прототипах персонажей, когда на самом деле роль их была совсем другой и душевное равновесие было сохранять очень сложно. Сегодня мы будем говорить о женщинах, которые подарили нам возможность читать Толстого, Маркеса и Бунина, которые сохранили их наследие, которых постигла участь «жен гениев».

Многим может быть трудно представить, как именно те, кто никогда не участвовал в непосредственно написании произведений, мог как-то повлиять на развитие писателя. Однако достаточно просто поставить себя на место творца и увидеть, как мы сутки проводим в своем кабинете, переписывая и правя черновики, обдумывая сюжет. Нам нужно чем-то питаться. Мы с головой погружены в текст, заниматься чем-то другим нет возможности, денег мы не зарабатываем, домашними делами мы не занимаемся, а дети должны быть в другой части дома, чтобы не мешали шумом. Получается, идеальные условия для работающего писателя обеспечить не так уж и легко, особенно если в доме нет прислуги. Не стоит забывать, что некоторые писатели действительно черпали вдохновение из своей семьи, только спокойная атмосфера для такого не подходила. Бунин, например, писал свои лучшие произведения на грани помешательства, причиной которому были его собственные действия. Давайте рассмотрим конкретный пример.

Лев Николаевич Толстой – величайший русский писатель, автор, которого читают во всем мире, настоящий гений. В своих произведениях рассуждал о гуманизме, духовности, в деревне открыл школу для крестьянских детей. Для всех он запомнился, как человек, отказавшийся от роскоши и имущества. Как он относился к женщине, которая была самой главной его помощницей, родила 13 детей по его требованию и ночами переписывала его нечитаемые черновики? Мягко говоря, не так, как привыкли о нем думать.

Лев Николаевич и Софья Андреевна Толстые
Лев Николаевич и Софья Андреевна Толстые

Софья Андреевна была очень умной и образованной женщиной, сдала экзамены на домашнюю учительницу в МГУ, хорошо владела иностранными языками. В 18 лет она вышла замуж за Толстого, с тех пор жизнь ее была полна неуверенности в себе и непонимания. Перед свадьбой Лев дал ей прочитать свой дневник с детальными описаниями своих любовных похождений, так что под венец Софья пошла униженная и вся в слезах. После свадьбы выяснилось, что писателю нравится показывать жене, насколько плохо она к нему относится, что она его не любит и не понимает его. Он получал удовольствие от того, как она мучилась, возможно черпал вдохновение. Толстой считал женщин источниками греха, сам он, по своему мнению, видимо, был чист перед богом. Имело в их отношениях место и принуждение к физическому контакту. Софья его не любила и относилась брезгливо, Лев же, наоборот, считал необходимым и жене больше ничего не оставалось. Однако без деторождения совокупление – грех, так что рожала Софья Андреевна 13 раз. После шестого ребенка ей запретили врачи, а Толстой запретил следовать указаниям врачей, потому что она мать. В завещании авторские права он оставил своей дочери и лучшему другу, вызвав справедливое негодование у жены.

Почерк у писателя был ужасный – его было сложно разобрать, в редакцию такое везти точно было бы нельзя, так что, как уже было сказано, уйма времени уходила у супруги на то, чтобы привести рукописи в нормальное состояние. Помимо этого, не всегда Льву Николаевичу хотелось писать самостоятельно, тогда он диктовал текст своей жене (она, как и многие другие женщины выполняла эту работу бесплатно, когда мужчине за это было бы заплачено). Дневник Софьи сам по себе также представляет ценность, он может помочь в изучении биографии Толстого и посмотреть на него с немного другой стороны.

Толстой приобрел известность самостоятельно, но благодаря Софье, мы можем читать такое количество произведений, как сегодня, имеем опубликованные дневники, которые писатель вел большую часть жизни. Именно Софья сохранила наследие Льва Толстого и достойна упоминания.

Семья Толстых является одним из известных примеров совместного труда. Это обусловлено и известностью самого писателя. Сейчас мы рассмотрим гораздо менее скандальную и известную пару.

Габриэль Гарсиа Маркес – самый влиятельный латиноамериканский писатель. В отличие от Льва Николаевича, Габриэль свою жену действительно обожал до конца дней. Звали ее Мерседес Барча, родом была она из богатой семьи, владевшей сетью аптек в Колумбии. Девочка вообще не была приучена к работе по дому. Когда ей было примерно 10 лет, она встретила Маркеса на 5 лет старше ее, который тут же пригласил ее замуж. Она согласилась, но решила сначала окончить школу.

Габриэль Гарсиа Маркес и Мерседес Барча
Габриэль Гарсиа Маркес и Мерседес Барча

Выйдя замуж за журналиста с достатком ниже среднего, она оказалась в непривычных ей условиях, но никогда Маркес не слышал упреков. Она тихая, верная и внимательная, очень трепетно относилась к его работам, аккуратно прикасалась. В условиях бедности приспособилась содержать семью, пока муж с головой уходил в написание романов. Позже, став немного увереннее, она стала наводить порядок в бумагах мужа, организовывала все вырезки из газет и заметки. Когда Маркес написал свой главный роман «100 лет одиночества», для отправки в издательство не хватало 160 песо. Последнее, что осталось у семьи – фен, жена заложила в ломбард, сказав: «Не хватало, чтоб книжка была плохой». Она поверила в успех Габриэля и не ошиблась, роман оказался гениальным.

Стоит отметить, что в свое время про Мерседес знали и помнили. Когда Маркес получил Нобелевскую премию, Фидель Кастро поздравлял именно пару супругов, а не его одного. Маркес был первым, кто достиг таких высот в Латинской Америке, он совершил прорыв в литературе. Ко всему этому причастна Мерседес, дарившая ему поддержку, помощь, жертвующая всем материальным. Сейчас о ней можно черпать информацию только из статей, посвященных именно браку Маркесов.

Мерседес была самоотверженной женщиной, прошедшей многие трудности, заслужившей множество упоминаний и любви со стороны людей.

О многих из таких женщин не сохранилось упоминаний, они не посчитались достойными этого. О ком-то информация есть, но никто не говорит, ведь не задумывается о важности этих людей. Несмотря на все это, они безусловно заслуживают уважения. Нам остается только гадать, о скольких неизвестно, но о тех, о ком мы знаем, мы должны бережно хранить память.