Собрав материал о великой женщине Тайваня, чье мастерство и профессионализм в области бонсай признаны во всем мире, с одной стороны боюсь приступать к тексту в формате статьи – так необозрима ее биография. Доказывать ее значимость нужно на фактах, перечисление которых займет несколько страниц. С другой стороны – плотный, «высушенный» из большого объема материала рассказ, позволит выделить главное «крупными мазками».
Самый «красочный» мазок в биографии Юэмэй Лян (Amy Liang, Тайбей, Тайвань). Юэмэй Лян помогла мастеру Чжан Дацянь вместе с коллекцией из 100 деревьев бонсай переехать из Бразилии в Тайвань. Посещая сад в доме Юэмэй Лян, Чжан Дацянь вспоминал позже шесть фиолетовых глициний, фиолетовые пионы, орхидеи и облако лаванды. Название «Пурпурный сад» родилось в его устах. На карте этот музей можно найти по названию «Музей бонсай Юэмэй Лян» (Amy Liang Bonsai Museum). В нем 500 деревьев около 100 видов, распределенных по пяти зонам сада, комната с огромной коллекцией суйсеки, площадь сада 2,2 акра (8 925 квадратных метров). На открытие сада были приглашены 380 гостей из 26 стран.
Самый счастливый мазок – одну из своих книг, Юэмэй Лян посвятила отцу, Лян Ван-сину (Ling Wan-hsing, 凌云兴), и матери, Лян-Линь Йен (Liang-Lin Yen, 严良林). Отец был коллекционером, хорошо разбирался в каллиграфии, живописи и антиквариате. Интерес к традиционным китайским искусствам Юэмэй Лян родился в семье. Самобытность ее саду-музею придают традиционные предметы, входящие много лет в коллекцию ее семьи.
Супругом Юэмэй является известный врач-гинеколог Чжан Ханьдун. В этой семье родилось пять дочерей. На церемонии открытия они вместе с Юэмэй встречали гостей, помогая саду и в другое время.
Самый смелый мазок – работа в газете. После окончания университета в начале 1950-х годов вопреки традициям богатых семей Тайваня, Юэмэй прошла отбор и получила место репортера в одной из центральных газет, которая сегодня носит название «China Times», журналистские навыки она получила еще в школе, выпуская стенгазету. Она стала первой женщиной-репортером в истории тайваньской газеты, которая привлекла всеобщее внимание. Выход на столь экстравагантную работу поссорил ее на некоторое время с семьей. Но она продолжала работать, пока один сюжет о кровавом убийстве не убедил ее оставить эту работу.
Юэмэй продолжает писать всю жизнь – десять написанных книг о бонсай и своем видении этого искусства она выпустила в период с 1980 по 2017 год.
Самый трагичный мазок – через три года работы в газете Юэмэй Лян вышла замуж. Сложный период рождения детей, становление клиники, которую открыл ее муж, строжайшие правила огромной традиционной семьи, состоящей из одиннадцать братьев и сестер, их семей и свекрови привели творческую и непокорную натуру Юэмэй к глубокой депрессии. Несколько лет были бессильны врачи и находилась в растерянности вся семья.
Случайный спасительный мазок – однажды ее отец, отчаявшись получить профессиональную помощь врачей, повел дочь на выставку бонсай в Мемориальном зале Чан Кайши в Тайбэе и с удивлением увидел, как маленькие деревья заинтересовали Юэмэй, она начала прикасаться к ним руками. На следующий день он скупил все выставленные бонсай, привез дочери и предложил ухаживать за деревьями. С этого момента родилась новая Юэмэй Лян – женщина, преданная искусству бонсай.
Самый длинный мазок – это ее более чем 50-летняя жизнь в бонсай – преподавание, коллекционирование и создание деревьев бонсай, проведение персональных выставок, выступление и чтение лекций по всему миру, участие в работе и участие в руководстве международной ассоциацией бонсай: возглавляла Тайбэйскую ассоциацию бонсай, Национальную ассоциацию бонсай, в 2005-2007 годах была президентом Азиатско-Тихоокеанской ассоциации бонсай (APBFF). Она писала книги, вела телевизионные передачи.
Уникальные мазки –
Юэмэй первая привнесла преподавание искусства бонсай в программу университета.
Она была первой тайванькой, приглашенной читать лекции и проводить демонстрации бонсай в Национальном музее Бонсай и Пэнцзин в США в 1988 году.
Книга Юэмэй Лян «Живое искусство бонсай» (The Living Art of Bonsai) попала в рейтинг 10 лучших книг в Соединенных Штатах в 1991 году.
Лян Юэмэй — единственная женщина-художник, получившая титул «Китайский мастер-бонсай»
Десять бонсай Юэмэй Лян отобраны для коллекции Музея бонсай Американского тихоокеанского региона.
В 2013 году Лян Юэмэй легко и ярко танцевала на Международном чемпионате мира по бальным танцам (Golden Diamond Cup), проходившем на стадионе в Тайбэе.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.