Шестнадцать лет Алексей Косыгин возглавлял советское правительство – дольше, чем кто-либо другой в нашей истории. Да и 42 года работав составе правительства – случай тоже по-своему уникальный. Косыгин проявил себя как эффективный организатор народного хозяйства, экономист-реформатор, умелый дипломат. Журнал Newsweek писал:
«Косыгин – особый тип советского руководителя, не столько идеолог, сколько практик. Человек такого типа мог бы возглавить крупную корпорацию вроде «Форда» или «Дженерал Моторс».
Эта сфера его деятельности – как члена и председателя правительства – известна хорошо. В отличие от более ранних лет жизни Косыгина – на которые пришлись гражданская и Великой Отечественная война.
В 1918 году Николай Ильич Косыгин, рабочий петербургского минно-торпедного завода «Лесснер», а вслед за ним и его 15-летний Алексей ушли добровольцами в Красную Армию. Впоследствии Алексей Николаевич вспоминал, что непосредственно в боевых действиях ему не приходилось принимать участия. Он лишь выполнял поручения более старших и опытных товарищей, в качестве связного.
В 1921 году Косыгин демобилизовался из Мурманска, и дальнейшем всегда оставался сугубо штатским человеком. Военную форму не носил ни разу, даже в годы Великой Отечественной войны, когда многие тыловики облачились в гимнастёрки, мундиры, френчи, галифе.
Окончив Петроградский кооперативный техникум, Косыгин несколько лет успешно занимался кооператорской работой (в артелях, в Сибири), и вернулся в родной Ленинград для поступления в вуз только в 1930 году. Окончил текстильный институт (ныне Университет промышленных технологий и дизайна, носящий его имя).
Косыгин досконально изучил все тонкости своей профессии, а потом проявил и таланты организационной работы. Стал мастером, потом начальником цеха, затем директором Октябрьской ткацкой фабрики в Ленинграде. Образ молодого энергичного директора фабрики Косыгина получил отражение в фильме «Светлый путь».
Потом пошёл по партийной лестнице. Работал заведующим промышленно-транспортным отделом Ленинградского обкома; председателем Ленинградского горисполкома, народным комиссаром текстильной промышленности СССР; заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР (в 36 лет). Сталину его представил Жданов. Вождь быстро оценил организаторские таланты и исключительную работоспособность энергичного молодого руководителя Косыгина.
24 июня 1941 года Косыгин был назначен заместителем председателя Совета по эвакуации при СНК СССР, а 1 июля – заместителем председателя Комитета продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии.
11 июля, по решению ГКО, Косыгин возглавил специальную группу инспекторов, под контролем которой в сжатые сроки было полностью или частично эвакуировано вглубь страны 1523 предприятия, а также запасы продовольствия, сырья, промышленных товаров.
С 25 декабря Косыгин работал в Комитете по разгрузке железных дорог, созданного ГКО «для разгрузки транзитных и всяких иных застрявших надолго грузов на железных дорогах».
Среди наград Алексея Николаевича есть один орден, который никак не ожидаешь увидеть в послужном списке «крепкого хозяйственника». Орден Боевого Красного Знамени.
В статуте ордена сказано: он вручается «за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества».
Награда эта была получена А.Н. Косыгиным за то, что он стал одним из авторов и главным организатором «Дороги жизни» по льду Ладожского озера. Дороги, которая снабжала блокадный Ленинград в дни войны и по которой эвакуировали людей, спасая их от смерти.
Прилетев в блокированный Ленинград 19 января 1942 года, Косыгин оценил обстановку, и через неделю подготовил план-проект Дороги жизни. Другой руководитель мог бы ограничиться «удалённым руководством». Но Косыгин лично курировал не только обустройство, но и эксплуатацию дороги.
Ведь вождь, поддержав предложение о создания военно-автомобильной дороги по льду Ладожского озера, не очень поверил в успех, сделав на документе приписку:
«Предупреждаем вас, что всё это дело малонадёжное и не может иметь серьёзного значения для Ленинградского фронта».
Действительно, надёжности было мало. Каждая четвёртая машина не возвращалась из рейса, попадая под вражеский авианалёт или проваливаясь под лёд. Водители ехали с открытыми дверями, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнёт тонуть.
Но выбирать в тех условиях не приходилось, и Дорога жизни превратилась в огромное хозяйство, включавшее в себя множество служб. По свидетельству помощника Косыгина А.С. Болдырева, его шеф каждые 2-3 дня бывал на станции Борисова Грива, дважды объезжал по кольцевым маршрутам все пункты приёмки и отправки людей и грузов, пункты ремонта и защиты от немцев Дороги жизни.
Дорога жизни существовала с 12 сентября 1941 по март 1943 года. В период навигации доставка грузов по Ладоге осуществлялась судами. Она спасла сотни тысяч жизней. В том числе и отца Косыгина Николая Ильича, а также его сестру Марию – они были вывезены из осаждённого города и поселились в Новосибирске вместе с семьёй Алексея Николаевича.
⚡«На встрече ветеранов, миномётчик рассказывал, как они остановили немцев. Я встал, говорю: Вы по нам стреляли! Все рты открыли сразу»
23 августа 1942 года Косыгин был назначен уполномоченным ЦК ВКП(б) и СНК СССР по обеспечению заготовок местных видов топлива, а 23 июня 1943 года он стал председателем Совета народных комиссаров РСФСР.
Алексей Николаевич всю оставшуюся жизнь считал Дорогу жизни одним из лучших своих свершений, а полученный за неё орден – самой ценной наградой.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете как Советскому Союзу удалось поддерживать Дорогу жизни?