ЕГЭ. Сочинение. Как обосновать собственную позицию?

4,9K прочитали
Соглашаться или не соглашаться с мнением автора? Как выразить свое отношение к его позиции? Чем обосновать собственную точку зрения? Эти вопросы зачастую ставят одиннадцатиклассников в тупик.

Соглашаться или не соглашаться с мнением автора? Как выразить свое отношение к его позиции? Чем обосновать собственную точку зрения? Эти вопросы зачастую ставят одиннадцатиклассников в тупик. Объясняю по порядку.

Формулировка задания

"Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста", - это фрагмент формулировки, который касается этой части сочинения.

Другими словами, ученик, сформулировав авторскую позицию, должен с ней согласиться (полностью или частично) или не согласиться.

На мой взгляд, лучше согласиться. Во-первых, потому что чаще всего на ЕГЭ предлагают такие тексты, в которых авторы высказывают очевидные истины. Во-вторых, потому что в случае согласия легче подобрать аргументы из текста.

Критерии оценивания

По критерию "Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста" (К 4) 1 балл ставится, если "отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано". Нулем оценивается этот критерий, если "отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано", или "формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста", или "отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»)".

Что требуется?

Многие ученики ошибочно полагают, что в этой части надо написать то же самое, что было в авторской позиции, только другими словами. На самом деле экзаменуемый должен не просто продублировать главную мысль, а ОБОСНОВАТЬ свое согласие, то есть написать, ПОЧЕМУ он так считает.

Для этого надо внимательно прочитать авторскую позицию, согласиться (не согласиться) с ней, как бы «ПРИСВОИТЬ» ее и объяснить, ПОЧЕМУ так.

Например

Авторская позиция: "Человек должен бережно относиться к природе".

Собственную позицию можно начать так: "Я разделяю точку зрения автора, поскольку человек - это часть природы, его жизнь и здоровье связаны с ней…"

Авторская позиция: "Истинная красота человека - это его богатый внутренний мир, а не привлекательная внешность".

Собственную позицию можно начать так: "Я разделяю точку зрения автора, так как красивая внешность - это лишь обертка; гораздо важнее, что у человека в душе..."

Авторская позиция: "Старость — необходимая ступень жизни, у неё есть свой смысл. Нужно уметь принять старость, а не бояться или ненавидеть её".

Собственную позицию можно начать так: "Я разделяю точку зрения автора, ведь каждый возраст человека прекрасен. В молодости мы…, в зрелые годы …., а в старости… Поэтому надо ценить…."

А что потом?

Однако и этого недостаточно, чтобы обосновать свою точку зрения. Сформулированный тезис необходимо чем-то подкрепить. Здесь может быть два варианта:

а) конкретный пример;

б) развернутое рассуждение.

В этом месте многие ребята впадают в ступор. Что же написать? Некоторые стараются найти пример в литературе и очень часто из-за этого попадают впросак. Не надо искусственно "притягивать" литературные произведения. Зачастую пример из личной жизни бывает лучше, чем неподходящий факт из книги.

Нужно подумать над проблемой, поставленной в тексте, и актуализировать свой жизненный опыт, ответив самому себе на вопросы:

  • Что было со мной?
  • Что было с моими знакомыми?
  • Что я видел по ТВ, читал в Интернете?
  • Что я читал в книгах?
  • Что я видел в кино?
  • Что я знаю из истории, науки, искусства?
  • Что будет, если…?
  • Что надо сделать, чтобы…?

Если на какие-то вопросы ответы не найдутся, значит, эти варианты примеров отпадают. А вот на другие вопросы ответы будут: вспомнятся случаи из жизни, или из кино, или из новостных программ ТВ... Самый удачный ответ и надо использовать в качестве аргумента. Достаточно 2-4 предложений, чтобы кратко изложить ситуацию и сделать из нее мини-вывод. Конечно, надо понимать, что только пересказ факта без каких-либо комментариев к нему аргументом считать нельзя. Обязательно нужно сказать, для чего этот пример приведен, что он подтверждает (опровергает).

(На фото - выдержки из реальных сочинений прошлого года. Отнюдь не идеальные примеры, но по критерию К4 за них поставили 1 балл).

Как написать?

Часть сочинения, в которой ученик высказывает отношение к мнению автора, лучше оформить в виде отдельного абзаца. Для написания можно использовать такие клише:

  • Нельзя не согласиться с этой позицией, так как ... / ИЛИ / Я разделяю точку зрения автора, поскольку ...
  • Приведу пример из жизни (книги, кино). Краткое описание ситуации. Анализ ситуации. Мини-вывод.
  • В случае, если ученик в сочинении не приводит конкретного факта, а просто рассуждает, то возможен вариант: "Если… , то..." или "Чтобы… , надо...". (Например: "Если родители проявляют к своему ребенку внимание и любовь, заботятся о нем, то он вырастет чутким человеком. Повзрослев, он так же будет относиться к другим людям. Если же человек в детстве не получал душевной теплоты от самых близких ему людей, то ему будет трудно научиться любить...").

И, конечно же, в конце надо сделать вывод. Выводом может быть некий нравственный урок, или мораль, или даже призыв (только без повелительного наклонения!).

Его можно сформулировать так: "Завершая свое рассуждение, отмечу: ______________ (надо; следует; нельзя; было бы хорошо, если бы…; нам надо задуматься о…; каждый из нас может…)".

А какие советы даете вы своим ученикам для написания этой части экзаменационного сочинения?

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и Телеграм-канале.