Мне этот вопрос не даёт покоя.
Возможно, я исхожу из совершенно неверных предпосылок, но я всегда считал, что средний украинец не испытывал вражды к россиянам по крайней мере последние сто лет. Так говорит мне мой жизненный опыт.
Однако факт состоялся и он требует научного объяснения. А именно - более 90% опрошенных украинцев относятся к россиянам негативно.
Да, начало СВО увеличило это число, но уровень отторжения всего русского неуклонно увеличивался на протяжении последних 20 лет. Украинцы перестали стесняться русофобии со своего первого Майдана в 2004 году.
Ещё раз сформулирую вопрос и порассуждаю на эту тему:
- Как удалось сделать украинцев агрессивными националистами-русофобами?
При попытке найти ответ на этот вопрос могут быть разные базисы: исторический, экономический, культурный. Я выберу более привычный для себя подход - историческую аналогию; современную Украину сравню с Германией эпохи Третьего рейха, 1933-45 годы.
Такая аналогия имеет право на применение, поскольку последствиями генезиса немецкого и украинского обществ стала открытая война с Россией.
Я не стану заострять внимание на националистической политике правительств обеих государств. Это отдельная тема. Сосредоточусь на механизме влияния, позволившем подчинить среднего обывателя политической воле верховной власти.
Результатом первой мировой войны для Германии стала экономическая катастрофа. Небывалая инфляция поражала воображение. В стране царила атмосфера безнадёжности. Немецкому обществу требовался лидер, который сумел бы преодолеть массовую нищету населения и наладить стабильную мирную жизнь.
После ряда политических пертурбаций таким национальным героем стал Адольф Гитлер со своей экономической программой.
Для моих рассуждений не столь важно содержание его реформ, сколько результат - к середине 30-х годов жизнь немецкого обывателя вошла в зону комфорта:
1) он был обеспечен работой;
2) у него была возможность пользоваться современными бытовыми услугами;
3) возродилась индустрия развлечений, включая новейшее радио и телевидение.
Это колоссально контрастировало с воспоминаниями пятнадцатилетней давности об экономической разрухе. Немецкое общество одобряло деятельность национал-социалистов и полностью доверяла их лидеру. Поэтому, когда Адольф Гитлер провозгласил идею экспансии за пределы границ тогдашней Германии, население оказало доверие этим планам, ведь Гитлер доказал реальными внутренними достижениями свою способность к эффективному управлению страной.
Не стану упоминать о результатах его внешней политики - катастрофических для Германии. Сейчас речь не о том.
Теперь обращусь к постсоветской Украине. В принципе, она оказалась в схожем с Германией положении. Распад СССР привёл не к ожидаемому большинством украинского населения расцвету, а к деградации экономики. Результатом стала повальная трудовая эмиграция за рубеж - в Европу или в Россию. Вместо расцвета национального самосознания украинцам пришлось столкнуться с унижением. От них требовалась лишь малоквалифицированная работа с низким социальным статусом.
Страна окунулась в ментальную депрессию. Требовался лидер, который сумел бы наладить экономическую жизнь в стране и создать стимулы для национальной гордости.
Возникло несколько стихийных попыток, названных Майданами, призванных привести к власти искомого лидера. Однако, все они заканчивались провалами. Быстро выяснялось, что каждый новый кумир не соответствует ожиданиям общества. Их было много - Ющенко, Янукович, Порошенко, Зеленский. Все они вызывали разочарование и усиливали внутреннее раздражение в украинском социуме.
Эти неудачи привели к парадоксальному результату. Главной идеей украинского общества стала мечта о благополучии вне страны, преимущественно в Европе.
Здесь ключевой момент моих рассуждений.
В отличии от третьего Рейха, где общество доверилось лидеру, реально доказавшему свою способность наладить экономику своей страны, украинцы оказались готовы довериться тому, кто пообещает (!) им свободный доступ в Европу.
Как говорится, обещать - не сделать. Сначала Порошенко, а затем Зеленский, приступили к эксплуатации этой украинской мечты в своих политических целях. Им оказалось достаточно посулить евроинтеграцию, чтобы украинский обыватель полностью доверился этим политикам.
Далее возникла политическая потребность войны Украины с Россией - точно также, как нацистской Германии с СССР.
Если немецкое общество имело некоторые основания считать такую войну целесообразной, то применительно к украинцам такие мотивы отсутствовали полностью. В первом случае Гитлер обещал в результате войны ещё более высокий уровень жизни населения относительно уже достигнутого. В случае с Украиной население беспричинно поверило в то, что их так и не наладившаяся за тридцать лет независимости жизнь вдруг улучшится благодаря войне с Россией.
По сути, украинский социум оказался жертвой политических аферистов, не подтвердивших делом свои способности управлять страной и занимавшихся лишь спекуляциями на обещаниях лучшей жизни.
Подытожу эту часть рассуждений.
Украинское общество превращено в русофобское в результате слепого доверия местного обывателя обещаниям улучшить его экономическое благосостояние. Механизм воздействия на такого обывателя остался неизменным со времён нацистской Германии. Разница заключается лишь в том, что у немецкого народа была причина доверять своему лидеру, а украинцы слепо поверили бездоказательным аргументам политических авантюристов.
Каков будет результат?
Ничего хорошего для украинского населения я не жду. Уж если высокоорганизованное немецкое общество оказалось вновь разрушено в результате фатальной политической ошибки своего лидера, то об самостийном украинском и говорить не приходится.
Поверив ложным кумирам и предав братский народ, украинцы будут обречены претерпеть все беды предателя и глупца.
Они уже начали платить по счетам жизнями своих обманутых сограждан.
Но это только начало.
Катастрофа украинского народа будет носить библейский характер, а память о ней останется в украинской ментальности до скончания веков.
Аминь.