Содержание. 1. НАЧАЛО РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ СТРАН ЗАП. ЕВРОПЫ. 2.РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО УКЛАДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД. 3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В ЦАРСКОЙ РОССИИ. 4. ЭТАПЫ И ОБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ. 5. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ 1947-1970ГГ. 6. ПРИЧИНЫ ЗАМЕДЛЕНИЯ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СССР В 70-80ГГ. ЛИТЕРАТУРА. 1. Начало развития железнодорожного строительства и его влияние на экономику стран западной европы. Первая паровая железная дорога Ливерпуль - Манчестер была открыта в 1830 г. С этого времени началось быстрое развитие железнодорожного транспорта. Затем железнодорожное строительство начали одна за другой европейские страны: 1832-1833 гг.- Франция, Сен-Этьен-Лион, 58 км; 1835 г.- Германия, Фюрт - Нюрнберг, 7 км; 1835 г.- Бельгия, Брюссель-Мехельн, 21 км; 1837 г.- Россия, Санкт-Петербург-Царское Село, 26,7 км. Во Франции первая железная дорога была построена в 1832 г. между Лионом и Сент-Этьеном. В 30-х годах железнодорожное строительство расширилось. В 40-х годах оно получило правительственную поддержку. В 1844 г. был принят специальный закон о поощрении железнодорожного строительства. В 1859г. Правительство гарантировало дивиденды железнодорожных компаний. Держателям акций железных дорог гарантировалась прибыль в 4%. Все эти меры способствовали расширению железнодорожного строительства. Германия в 1840г. занимала второе место, а в 1880г. – первое место в Европе по длине рельсового пути. По относительной плотности она уступала лишь Бельгии и Англии. В 1840-1870гг. железные дороги строились на средства государства и частных акционерных обществ. За 1865 – 1875гг. в Пруссии государственные железные дороги выросли на 41%, а частные - на 103%. В конце 70-х годов казна начала выкупать частные дороги (в 1919г. только 6,1% всех железнодорожных линий находилась в частной собственности). Причины огосударствления железных дорог носили как политический, так и фискальных характер. Дивиденды частных дорог в 60-е годы составляли 15-20%, что служило стимулом для железнодорожных компаний к расширению сети, а это, в свою очередь, способствовало росту промышленности. Государство при постройке железных дорог получало дополнительные средства за счет выпуска железнодорожных займов. Банковский и промышленный капитал охотно помогал государству, поскольку железнодорожное строительство являлось одним из источников его обогащения. Железнодорожный транспорт отличался быстротой движения, непрерывностью и всепогодностью, гарантиями сроков доставок и дешевизной перевозок, что делало его преимущества в сравнении с другими видами перемещений того времени очевидными Железные дороги содействовали вовлечению в товарооборот новых районов, они привели к росту специализации районов и усилению торговли между ними, они упрочили связь хозяйства страны с мировым рынком. 2. Развитие капиталистического уклада в сельском хозяйстве России в пореформенный период. В пореформенный период в стране в целом ускорилось развитие сельского хозяйства. В наибольшей степени это касалось частных, или, как их еще называли, владельческих земель. Частными владельцами выступали представители всех слоев российского общества, землю могли приобретать и иностранцы. Средний размер частного землевладения в России в конце XIX в. составлял 115 га на одно хозяйство (для сравнения: в Англии — 23 га, во Франции — 8 га, в США - 55 га). В движении земельной собственности отмечалась основная тенденция: наиболее активно покупали землю крестьяне, а продавали — дворяне, за вторую половину XIX в. размер дворянского землевладения уменьшился почти в два раза. Это свидетельствовало о перестройке сельского хозяйства страны на капиталистический лад. Для сельскохозяйственного производства, организованного на частных землях, было характерно стремление использовать наемную силу, применять усовершенствованные орудия и машины, удобрения, в том числе и искусственные, производить продукцию на рынок. Таким образом, в массе своей это были хозяйства, развивающиеся по фермерскому пути. Однако частные земли составляли только четверть всех земель, участвующих в сельскохозяйственном производстве. Две четверти составляли общинные земли, принадлежащие не конкретному крестьянину, а крестьянской общине в целом: община выступала как коллективный собственник земли. Роль общины в жизни крестьян укрепилась после отмены крепостного права. Без разрешения общины крестьянин не мог получить паспорт и уйти из деревни, не мог получить свой надел в собственность и свободно им распоряжаться. Община распределяла и перераспределяла землю между крестьянами, и основой ее политики было желание уравнительности, равных условий для всех: каждому должна была достаться часть хорошей, средней и неплодородной земли. Эго приводило к чересполосице — крестьянская семья могла владеть десятками крошечных кусочков в разных местах. Неизбежным итогом чересполосицы был принудительный севооборот: община диктовала крестьянину, какую культуру ему сеять на каком поле, определяла сроки посева и уборки урожая. Результатом такой организации земледелия на общинных землях были незаинтересованность крестьян в труде, низкое качество обработки почвы, низкая урожайность и товарность. Давая шанс слабым хозяйствам выжить — освобождая их на время от налогов, помогая в обработке полей, община сдерживала развитие потенциально сильных хозяйств. Тормозящая роль общины стала настолько очевидной в середине 90-х годов XIX в., что правительство приступило к работе по подготовке новой аграрной реформы, реализация которой в жизнь произошла уже в XX в. 3. Основные направления использования бюджетных средств в царской России. Государственные расходы обыкновенного бюджета группировались по министерствам и главным управлениям, имеющимся тогда в России. В самостоятельные статьи расходов были вынесены платежи по государственным долгам, затраты на содержание императорского дома, высших государственных учреждений, Синода. Платежи по внутреннему и внешнему государственным долгам не были разделены. Такая группировка позволяла прятать некоторые непроизводительные расходы, например военные. Но даже несмотря на это, доля прямых военных расходов, проходивших в основном по Военному и Морскому министерствам, постоянно росла. Постоянно росли и затраты, связанные с содержанием аппарата управления, проходившие в основном по Министерству внутренних дел, Министерству Юстиции, высшим государственным учреждениям и Синоду. Доля непроизводительных расходов в бюджете постоянно увеличивалась. В 1913г. она составляла 59% всей расходной части бюджета. К производительным расходам относились казенные затраты, направляемые на развитие государственного и частного секторов экономики, социальной сферы (медицины, образования, культуры и т.д.). Самой крупной статьей среди расходов на развитие социальной сферы были расходы на просвещение. В 1913 г. они выросли по сравнению с 1900 г. в 2,4 раза, но в то же время составляли всего 4,3% расходов бюджета. Россия имела большой государственный долг, который значительно вырос в начале XX в. Соответственно росли и расходы бюджета по его обслуживанию. В расходную часть чрезвычайного бюджета включались следующие виды расходов: погашение займов; средства, ассигнуемые на сооружение и выкуп железных дорог, портов; всевозможные чрезвычайные расходы, в том числе связанные с перевооружением армии, ликвидацией последствий войны и неурожаев и др. 4. Этапы и объекты национализации. Этапы национализации. В ходе национализации промышленности можно выделить три этапа: 1-й этап — до весны 1918г. Национализация на этом этапе шла стихийно. По разным причинам одно предприятие за другим переходило в собственность государства. Предприятия национализировались или потому, что были оставлены без управления хозяевами и администрацией, бежавшими от советской власти, или потому, что хозяева и администрация саботировали решения советской власти. На этом этапе предприятия национализировались в основном решениями рабочих комитетов. Они брали управление в свои руки, сообщали об этом в центр, а центр только подтверждал национализацию. 2-й этап - с марта по июнь 1918г. Теперь национализация шла уже организованно, под руководством ВСНХ. От национализации отдельных предприятий государство перешло к национализации целых отраслей промышленности. В первую очередь было объявлено о национализации нефтяной и сахарной промышленности. Нефтяной — потому что в этой отрасли действовали тресты, наиболее высокоорганизованные монополии, аппарат которых можно было использовать для организации государственного управления. Сахарной — потому что она находилась преимущественно в руках помещиков, которым принадлежали посевы сахарной свеклы; и национализация этой промышленности непосредственно вытекала из декрета о земле. Впрочем, эта национализация была преимущественно декларативной: основные районы нефтяной и сахарной промышленности находились вне сферы, контролируемой советской властью. 3-й этап начался в июне 1918г., когда декретом была объявлена национализация всей крупной промышленности, т.е. всех предприятий с капиталом свыше 1 млн. руб. Издание декрета не означало, что все крупные предприятия сразу, автоматически перешли в руки государства. Советское государство тогда издавало именно декреты, а не законы. Декрет — нечто среднее между законом и воззванием. Издавая декреты, государство не поручало их исполнение конкретным органам, поэтому их выполнение определялось конкретной расстановкой сил на местах. Объекты национализации. Первым в руки нового государства перешел Российский государственный банк. Это не было национализацией, поскольку он и прежде был государственный. Акционерные банки пока оставались в собственности прежних хозяев. Но, поскольку логика революции требовала ликвидации капиталистической собственности, декретом от 14 декабря 1917г. была объявлена национализация всех банков в стране и государственная банковская монополия. Принято считать, что это было ответом на саботаж администрации банков, которая нарушала соглашение с государством. В ходе национализации акционерные банки закрывались или становились отделениями Народного банка, как теперь стал называться бывший Государственный банк. Вторым актом в деле национализации и стала национализация транспорта, т.е. железных дорог, морского и речного флота. Национализацию железных дорог облегчало то обстоятельство, что важнейшие дороги и прежде находились в государственной собственности. Правда, Викжель — Всероссийский исполнительный комитет профсоюза железнодорожников, выступил против большевиков и объявил забастовку. Однако к лету 1918 г. национализация транспорта была закончена. 5. Реформирование экономики Японии 1947-1970гг. Промышленное производство в Японии к концу войны сократилось в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем. Однако уже с 1950г. по 1970г. среднегодовые темпы роста промышленного производства составили около 15%. В чем заключаются причины хозяйственных успехов Японии ? 1). Особый характер и особые условия обновления основного капитала. В Японии степень военных разрушений потребовала особенно полного обновления основного капитала. Техническое перевооружение японской промышленности и связанные с ним структурные изменения можно разделить на два этапа. Со второй половины 50-х гг. начинается освоение новых технологических процессов и новых отраслей производства. В эmom период промышленность Японии переключается с трудоемких отраслей производства на капиталоемкие, т.е. требующие не столь большого количества живого труда, но зато больших капиталовложений, высокой квалификации рабочих. С середины 60-х гг. начался второй этап перестройки — переход к кибернетизации производства, к наукоемким отраслям. Скорость технической перестройки повышало то обстоятельство, что вместо самостоятельных научно-технических разработок Япония пошла по пути приобретения у других стран их научно-технического опыта, покупки патентов и лицензий. Это оказалось дешевле и быстрее. 2). Особые формы эксплуатации труда и высокий удельный вес капиталовложений в национальном доходе. Здесь до сих пор в хозяйство инвестируется около трети валового национального продукта. При этом 70% капиталовложений делается не за счет прибыли самих промышленных корпораций, а за счет банковского кредита. Около трети капиталовложений составляют “сбережения частных лиц”. Для Японии характерно пожизненное прикрепление работника к предприятию. Это прикрепление обеспечивается экономическими факторами. Заработная плата начинающего работника относительно низка, но она увеличивается ежегодно надбавками за выслугу лет, так что рабочий в возрасте 45 лет зарабатывает в 2,5 раза больше, чем начинающий рабочий. Кроме того, в японской промышленности большое внимание уделяется социально-психологическим факторам. Администрация принимает меры для сплочения членов трудового коллектива, для организации семейного отдыха. 3). Высокий удельный вес расходов на развитие хозяйства связан и с низкими военными расходами. Согласно японской конституции военные расходы не могут превышать 1 % валового национального продукта. Они растут, потому что растет сам национальный продукт. 4). Наконец, объяснение высоких темпов роста японской промышленности было бы неполным без анализа особенностей государственного регулирования экономики. В Японии государству принадлежит более трети основных производственных фондов, 20% валового национального продукта производится по государственным заказам. Через государственный бюджет проходит 30% валового национального продукта. Экономическим планированием занимается орган, который так и называется — “Управление экономического планирования”. Здесь считают, что планирование хозяйства должно быть делом тех, в чьих руках реально находится хозяйство. Разрабатываются планы двух видов — общегосударственные и отраслевые. Цель общегосударственных планов — обеспечить определенные темпы роста. Для достижения этой цели план намечает по каждой отрасли объем капиталовложений, которые должны делать сами корпорации. Цель отраслевых планов — ликвидировать слабые места японской экономики, т.е. обеспечить рост тех частей хозяйства, которые не могут обойтись без государственной помощи. Если общегосударственные планы обеспечиваются частными инвестициями, то отраслевые — государственными. 6. Причины замедления темпов экономического развития СССР в 70– 80 гг. Официально линия на продолжение реформы сохранялась, но фактически в управлении экономикой проявлялась двойственность принятия решений. Заявляя о развитии хозрасчета и самостоятельности, предприятиям выдавались все более детальные задания, регламентировались все доходы и расходы. Усложнялась организационная структура производства. Образовывались Всесоюзные производственные объединения (ВПО), подчинявшиеся министерствам, что зачастую создавало удобства только вышестоящим органам — у них уменьшалось число контролируемых объектов. Эффективность производства при этом не росла, а многие предприятия стали работать хуже. Отход от действительного хозрасчета заметно сказался на росте незавершенного строительства. За период 1965—1980 гг. "незавершенка" выросла почти в 5 раз. В обороте оказалась масса платежных средств без соответствующего материального обеспечения. Отказ от радикальных преобразований вел к кризису в экономике, который стал очевиден к середине 70-х годов. Однако начавшийся мировой энергетический кризис (мировые цены на нефть подскочили в 20 раз), а также активное освоение нефтяных и газовых богатств Сибири отодвинули его на несколько лет. Основной доход приносил экспорт топлива из Сибири. Нефтедоллары использовались для закупки зерна, машин и оборудования, товаров народного потребления. Только за годы девятой пятилетки импорт машин вырос в 4 раза. Однако вместо роста народнохозяйственной эффективности наблюдались снижение производительности труда и фондоотдачи, усиление инфляции и всеобщего дефицита. Постоянно снижалось потребление населением продуктов питания, одежды, обуви, падал жизненный уровень. В условиях всеобщего дефицита в 1977 г. были введены талонно-распределительная система на некоторые виды продуктов питания и внутренняя распродажа товаров на предприятиях. Проводимые реформы носили пропагандистско-косметический характер. Организовывалось "массовое" движение "За качество", "За экономию и бережливость", лозунгом эпохи стало выражение "Экономика должна быть экономной". Акцентируя внимание на необходимости повышения эффективности производства, пятилетние планы стали называть пятилеткой "качества", пятилеткой "интенсификации" и т.д. По оценке независимых экспертов, в 70-е годы вообще не наблюдался рост производительности труда, а в начале 80-х годов она снизилась на 8%. Экономика была построена таким образом, что повышать производительность труда было невыгодно для предприятия, так как это влекло за собой повышение плановых заданий. Стали очевидны отрицательные долгосрочные тенденции: снижение рождаемости, ухудшение экологии, дефицит ресурсов. Богатые месторождения сырья в обжитых районах истощались, а освоение новых, как правило, менее богатых и удобных для добычи, требовало огромных капитальных вложений. Экстенсивная экономика себя исчерпала, необходимо было реально переходить к интенсивным формам хозяйствования. Для этого требовалась смена экономической модели. ЛИТЕРАТУРА. 1. Верт Н. История советского государства. 1900—1991 гг. /Пер. с франц. — М.: Юридическая литература, 1992. 2. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. История экономики. Учебно- практическое пособие. — М; Финстатинформ, 1999. 3. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920—1990 гг.: Учеб. пособие / Под редакцией А. Н. Марковой. - M.: Закон и право ЮНИТИ, 1995. 4. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учеб. пособие. М., 1988. 5. Экономика зарубежных стран. Капиталистические и развивающиеся страны: Учеб. пособие для экономических вузов. /Под ред. В.П. Колесова, В.Ф. Железоваидр. — М.: Высшая школа, 1990.
Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=15242
© Библиофонд