2000 год, город Тула. В декабре город потрясло страшное преступление. Вечером в центре на глазах прохожих неизвестный напал с пистолетом на мужчину. Им оказался крупный бизнесмен.
«Цейтлин Марк Аронович – один из владельцев и соучредителей крупного градообразующего предприятия “Тулачермет”. Кроме металла, естественно, у него был и другой бизнес», – говорил оперативный сотрудник.
Роковые выстрелы раздались как раз в тот момент, когда Цейтлин вместе с коллегой выходил из офиса. Чтобы не оставлять свидетелей, преступник напал и на спутницу, но ей удалось выжить.
Марка Цейтлина не стало еще до приезда скорой помощи. Одновременно с медиками приехали оперативники, началась работа по осмотру места преступления и фиксация возможных улик. Однако, их не оказалось. С первой минуты стало ясно – работали профессионалы.
«Было понятно, что это заказное нападение, потому что не были похищены никакие ценности. Но кому оно было нужно, на тот момент никто пояснить не смог», – сказал Павел Шершов, следователь.
Ситуация не прояснил опрос родственников и коллег потерпевшего. Никто из них не мог даже предположить мотив нападения, поскольку Марк Аронович был очень открытым, дружелюбным и совершенно не конфликтным человеком.
Оперативники сосредоточили свое внимание на восстановлении предшествующих нападению событий.
Кто стоял во главе нападения
«За ним следили и делали это не один день. Впоследствии нам удалось получить показания о том, кто давал наводку на него», – оперативный сотрудник.
С этой личностью сотрудники тульских правоохранительных органов уже были знакомы. В милицейской базе на него имелось целое досье.
Из материалов уголовного дела:
«Исаков Андрей Николаевич, кличка Исак, 1958-го года рождения. Уроженец Днепропетровска, в последнее время проживает в Туле. Ранее судим».
Организация ОПГ и первые вымогательства
1992 год, город Тула. Исаков создал организованную преступную группу для совершения вымогательств и других тяжких преступлений. На тот момент Исак был неоднократно судим, и в свою ОПГ он привлек знакомых заключенных.
Новая бандитская группировка начала с обычного вымогательства. С помощью психологического давления, шантажа и физической расправы они устанавливали контроль над торговыми точками Пролетарского района Тулы.
«Когда я брала товар на реализацию, ко мне пришли люди и сказали: “Ты должна платить. Если откажешься, то пустим петуха”», – со слов Александры Рысевой, потерпевшей.
Хозяйка магазина попыталась отказаться от специфических услуг бандитов, но на следующий день на женщину и ее семью посыпались угрозы. Она была вынуждена сдаться.
«Я поднимала магазин из руин. У меня ни копейки не было, я вынуждена была ходить в ломбард и сдавать вещи, чтобы им заплатить», – Александра Рысева, потерпевшая.
И это была далеко не единственная жертва группировки Исакова.
«Отжатое» кафе
1994 год. Та же участь ждала открывшую кафе «Шепта» Людмилу Исаеву.
«Сразу после открытия заведения в нем ежедневно стали собираться члены преступной группы Исакова. Сначала они целыми днями пили чай, потом появились запрещенные вещества. Естественно, Исаевой это не понравилось», – оперативный сотрудник.
Исаковские люди отпугивали других клиентов. Постепенно кафе стало постоянным местом встречи членов группировки. По городу поползли слухи о криминальном характере этого места. Защитить свой бизнес слабая женщина не смогла.
«Они собирали в банду всех, кто только освободился. Каждое возвращение из мест не столь отдаленных праздновалось у меня в кафе. Они закрывали двери и считали, что мы обязаны их обслуживать. Этим мне приходилось расплачиваться за то, что я не могла заплатить деньги», – рассказала Людмила Исаева.
Однако, простым крышеванием группировка Исакова не ограничилась.
Первое применение оружия «Исаковцами»
1999 год. Поздним февральским вечером мать и сын Филины возвращались после сделки по продаже квартиры.
«Нас возил на нее сосед. Следом за нами подъехала машина, из нее выскочили трое людей и подбежали к нам», – Роза Филина, потерпевшая.
Сын Розы Филиной сразу понял, что бандиты пришли по наводке, с продажи квартиры они с матерью только что выручили 16 тысяч долларов, и эти деньги были при них. Бандиты попытались вытащить из машины пассажиров, но сыну Филиной удалось сорвать с одного из них маску. Это заставило преступников ретироваться. Они быстро скрылись, а мать и сын спокойно вздохнули, думая, что теперь им ничто не угрожает. Однако, бандиты вернулись на следующий день, но уже с оружием в руках.
«Они разбили окна и проникли к Филиным в дом. Потерпевшие оказывали сопротивление, но преступники применили оружие», – говорила Надежда Верещагина, гособвинитель.
Деньги пришлось отдать. Бандиты жестоко обращались с женщиной и ранили ее сына. Парень еле дотянул до приезда скорой помощи.
Причина преступления вскрылась сразу. Сосед Филиной, Михаил Давыдов, оказался одним из членов банды Исакова. Естественно, доверчивые соседи не знали об этом, поэтому и стали жертвами налета.
«Когда приехала милиция, я не могла поверить, что Миша способен на такой поступок», – Роза Филина, потерпевшая.
Тотальный контроль подвергся опасности
Все нити вели к банде Исакова, но установить местонахождение злоумышленников было не так просто. К этому времени аппетиты бандитов уже выросли. Они установили контроль на крупнейших предприятиях города. В свое время пришлось договариваться быстро и жестко, в ход шли всевозможные методы. Параллельно Исаковцы продолжали свой криминальный вояж по родному городу.
«Любой криминальный заработок был в сфере их интересов: грабежи, разбойные нападения и вымогательства», – сообщал оперативный сотрудник.
По данным официальной статистики, на рубеже 1980-1990-х годов количество ОПГ стало стремительно расти. Если в 1988-ом году их было всего 50, то на следующий год их число выросло до 485-ти. А в 1991-ом их количество приблизилось к тысячи. Пика число ОПГ достигло в 1995-ом году, когда их насчитывалось чуть более 14-ти тысяч. За это время, по данным МВД, ОПГ установили контроль над 35 тысячами предприятий.
Однако, к концу 90-х ситуация для группировки Исакова значительно изменилась.
«Начался передел сфер влияния. Исаковскую группировку начали вытеснять с территорий. Основной проблемой была фирма “Тулачермет”. Цейтлин на тот момент уже не работал на предприятии. Он организовал свою частную компанию», – Надежда Верещагина, гособвинитель.
Затишье перед бурей
Со дня громкой трагедии Цейтлина прошло уже полгода. Следствие работало над версией причастности к этому преступлению группировки Исакова, но выйти на след исполнителей или заказчика все еще не удавалось, как вдруг в городе снова прогремели выстрелы. На этот раз опасная игра группировки Исакова привела не к лучшему исходу.