Найти в Дзене
Лев Абалкин

CCXVI. После Шумера.

Смолкает, теряется в веках дошедшая до нас разноголосица Шумера после грозных годин восемнадцатого столетия до нашей эры. Словно вырвал в борьбе за владычество #Шамши-илуна становой хребет страны древней, оставил на жгучем солнце иссыхать корни, жизненной влаги лишенные, без коих упругие многие зеленые побеги обречены умирать.
Нет больше многих ученических скрижалей, испещренных угольными знаками, исчезают в небытие отчетные, священнослужебные, былинные и деловые столбцы и строки. Прежние многолюдные и шумные города Шумера словно вымирают в одночасье, обращаясь в заносимые песками и пылью печальные остовы прежней жизни, подмываемой зимними дождями и шумно осыпающиеся в вешние холодные и мутные потоки, спешащие от далеких снежных гор к морю Нижнему.

За отсутствием письменных свидетельств сейчас остается лишь только гадать что же именно произошло здесь, под тяжелым бичом царя вавилонского, сколь разорительными вышли последствия нашествий владык высокого Элама.
Явно, что были вывезены к своим престолам самые работоспособные, самые нужные, одаренные и трудолюбивые ремесленники и хлеборобы, были вывезены богатства: хлеба и стада, злато и серебро, изваяния, одеяния, и тот скарб, что унесли с собою угоняемые к местам далеким со своими домочадцами.
Ясно, что бежали от огня и меча кровожадного из павших пред завоевателем городов к шумящим на ветрах тростниковым плавням по надморью раскинувшимся премногие спасения искавшие здесь, но ужели сии зыбкие пристанища беженцев и изгнанников могли надолго дать приют?

Первейшим обстоятельством, приведшим к запустению земель древних городов, видится мне следующее.
Долгие и долгие века, вот уже более четырех тысячелетий ведом людям и город, и его боги. Поля и сады городские и питающие их влагой живительной каналы и арыки. Нет, не здесь в низовьях Великих рек были возведены те древние города и не здесь же копали еще недалекие и бессвязные водные русла, к четвертому тысячелетию до нашей эры уже и здесь, в засушливых равнинных землях, раскинувшихся вокруг протяженных камышовых болот, кишащих многою жизнию, растут и ширятся города и полнятся водами жизненесущие протоки, нивы житные оплетающие.
К началу же III тысячелетия д.н.э., в землях зовущихся теперь Шумером, оросительные водоносные русла всё больше и больше сочетаются во единую сеть: сложную и совершенную по устройству своему.

Великие реки бескрайних и плоских равнин распадаются на многие ветвящиеся и смыкающиеся рукава, премного разнятся по водности в жаркое иссушающее одно полугодие и холодное, промозгло-проливное другое. Огромное, влекомое со среднего течения количество бурых наносов и ила, оседает по изменчивым берегам нижнего течения, да так, что протоки и рукава рек здесь текут уже не по углублениям плоской, что ладонь, безбрежной долины, но по руслам, возвышающимися над окрестными пространствами, лежащими в намытых, неверных берегах

Уже с самого возникновения письма здесь, в Шумере, само слово канал, протока запечатлевалось различными знаками, указывающими на то что это — главное русло, это — отводной рукав, это — уже оросительный, луговой: что бежит непосредственно к алчущим влаги полям, садам и пастбищам. Также уже существовали знаки для обозначения водораспределительных, запирающих узлов, водохранилищ, водотоков нижних и верхних, окаймляемых высокими кирпичными стенами и широкими насыпями.
Речные воды нужно было вовремя, в должный срок отводить и запирать до засушливых пор, сбрасывать в низовья при переполнении накопительных водоемов, отводить в действующие протоки при засорении и чистке неисправных. Воды очищались от мути в особых отстойниках, и верно, с полей сливались засоленные воды прочь. Токи с верховий страны нужно было распределять конечным получателям (видимо, от того так и вознесся в годы свои царственный #Киш), а также необходимо было упорядочивать рабочие силы на проведение тех или иных работ, направленных на обслуживание жизненесущей сети русел, проток, узлов и водохранилищ.

Безусловно, всё это возникло не в одночасье и, вряд ли, когда представляло собою нечто действительно единое, слаженное и совершенное во всех землях Шумера, но определенно, что работы к таковому велись, водоносные сети совершенствовались и усложнялись. И, конечно, были особые люди, блюдущие неотступно всё это, весь несшие гнет ответственности и обладавшие премногими сокровенными знаниями. Не известно учились ли они тому в училищах или водоводные премудрости передавались в родах от отца к сыну, но определенно, что в годы державного Третьего Ура были начальники и надзиратели каналов и узловых мест, получавшие из казны высокое довольствие, имевшие почет и славу должную.

...но что есть годы разрухи и запустений после падения в небытие державы великой, достойной и славной? Как много внимания властители новые уделяли содержанию и самому пониманию, что были, есть и должны быть люди сведущие и ответственные беспрестанно на узловых своих, будто бы незаметных при их исправной работе, местах? Как много умирало стариков, чей пост не предавался знающему, ответственному и достойному? Сколь много было ошибок, аварий и просчетов по недосмотру, невежеству иль нищете?

-2

Сколь мало нужно, чтобы разрушить всякое сложное, совершенное, дорогое и сокровенное? Сколь многое необходимо, чтобы снова поднять?
...и метут суховейные ветры по-над безжизненными солончаками горькую пыль, и слезятся от того ветра перемен слепые глаза одинокого старика, сидящего в тени бывшего, видевшего в годы свои иную — зеленую, цветущую Страну...



#cka3ka cka3ok #бронзовый век #древнее междуречье #древний мир #древний восток #амореи