Найти в Дзене

Самая необычная картина фламандского художника Франса Франкена Младшего

В мире великое множество музеев, где хранятся бесчисленные произведения искусства. Один из них – в Бостоне. Собрание его обширное, картин множество, среди них несколько великолепных полотен Рембранда, Ван Дейка, Ренуара и многих других выдающихся живописцев. Но сегодня я расскажу о, пожалуй, самой необычной картине из этого собрания – полотне фламандского художника Франса Франкена Младшего (1581-1642) или как еще его называют Франса Франкена II. Всё дело в том, что он был сыном известного в ту пору художника, которого тоже звали Франс Франкен и отцом еще одного художника с таким же именем Франс Франкен. В общем, это были потомственные художники с одинаковыми именами, из-за чего была некоторая путаница. Поэтому герою нашей истории пришлось подписывать свои работы с «de jonge Frans Francken» («молодой Франс Франкен») перед смертью своего отца в 1616 году. А с конца 1620-х годов он использовал подпись «de oude Fr. Франкен» («старый отец Франкен»), чтобы отличаться от своего сына Франса Ф
Фото автора канала
Фото автора канала

В мире великое множество музеев, где хранятся бесчисленные произведения искусства. Один из них – в Бостоне. Собрание его обширное, картин множество, среди них несколько великолепных полотен Рембранда, Ван Дейка, Ренуара и многих других выдающихся живописцев.

Но сегодня я расскажу о, пожалуй, самой необычной картине из этого собрания – полотне фламандского художника Франса Франкена Младшего (1581-1642) или как еще его называют Франса Франкена II. Всё дело в том, что он был сыном известного в ту пору художника, которого тоже звали Франс Франкен и отцом еще одного художника с таким же именем Франс Франкен. В общем, это были потомственные художники с одинаковыми именами, из-за чего была некоторая путаница. Поэтому герою нашей истории пришлось подписывать свои работы с «de jonge Frans Francken» («молодой Франс Франкен») перед смертью своего отца в 1616 году. А с конца 1620-х годов он использовал подпись «de oude Fr. Франкен» («старый отец Франкен»), чтобы отличаться от своего сына Франса Франкена III. Кстати, его отец также начал подписывать свои картины с «den oude Frans Francken» («старый Франс Франкен») после того, как наш Франс Франкен Младший стал активным художником.

Франс Франкен II, о ком сегодня пойдет речь, был человеком талантливым и, наверное, самым известным из всего большого семейства художников с фамилией Франкен. Талант его был многообразен. Известно, что художник прекрасно рисовал, делал эскизы росписей посуды, костюмов, резьбы по металлу. А еще он имел склонность и к литературе, так как был членом одного из антверпенских литературных обществ и сделал для него эмблему. Все это позволяет назвать Франса Франкена Младшего одним из ведущих мастеров того периода фламандского искусства, когда только начинал зарождаться национальный стиль.

Как живописец он писал в основном небольшие картины, полные любопытных деталей и увлекательного рассказа. Чаще всего его привлекали мифологические и библейские сюжеты, в которых стремление к достоверности изображения сочеталось с интересом к аллегоричности и символике содержания.

Но есть в его творчестве картина, которая стоит особняком от всего, что им было создано. И о ней я хочу сегодня рассказать.

Называется эта картина «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Написана около 1635 года.

Вот сделанное мною фото этого полотна.

Фото автора канала
Фото автора канала

Отличается эта картина от всего, что создал художник, прежде всего своим большим размером – 142 см на 211 см. Что вообще-то не характерно для этого художника, тяготеющего к небольшим работам.

А еще она достаточно своеобразна по сюжету.

Признаюсь – как только я ее увидел, то сразу же остановился. Думаю, что все поймут почему – мало что в истории искусства имело такой сюжет: в ней удивительным образом сочетается мифологический и христианский символизм. По сути это вечный выбор человечества между добродетелью и пороком, вот почему на картине художник изображает три области: неба, земли и ада. И делает это Франс Франкен II так выразительно, что поневоле хочется всю картину подробнейшим образом рассмотреть.

Вот еще одно фото этой картины, поближе и покачественнее.

Фото автора канала
Фото автора канала

Итак, что же представляет из себя эта необычная картина? На ней Франкен изображает важность мудрого выбора. В земном царстве человек, сидящий чуть в стороне от центра (с Венерой, Меркурием и Фортуной), представляет человечество.

Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора
Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора

Влиятельные фигуры из истории, мифов и Библии толпятся слева.

Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора
Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора

Справа от человека находятся фигуры, олицетворяющие чувственные удовольствия.

Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора
Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора

Смерть слева и Отец-Время справа соединяют каждую сторону с подземным миром.

Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора
Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора

Внизу в подземном мире дьявол правит вратами ада.

Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора
Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора

Король обезьян высмеивает сильных мира сего.

Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора
Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора

А купидон с завязанными глазами предостерегает от необузданного желания.

Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора
Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора

Вверху, в центре, Минерва, богиня мудрости, наряду с Верой, Надеждой и милосердием. Ее жест указывает на то, что здравый смысл предотвратит мирские искушения.

Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора
Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора

Но, признаюсь, хотя картина эта, разумеется, назидательного толка (что совершенно естественно для того времени), но больше всего меня позабавил дракон, на котором сидит дьявол. Смешной такой :-))

Вот такая необычная картина находится в далеком от нас музее. По крайней, мере, меня эта картина затормозила и остановила.

Буду рад, если и вам было интересно.

Кстати, у нас в стране тоже есть картины Франса Франкена II. И находятся они не в экспозиции музея, а в частной коллекции, которая демонстрировалась в выставочном центре в Новом Иерусалиме под Москвой. Но о них как-нибудь в другой раз.

Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора
Деталь картины «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Фото автора

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с интересом и пользой для себя.

Приглашаю вас на свой канал, где есть много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – там вы найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

На этом смею закончить и откланяться.

-13

Буду признателен за подписку на мой канал, лайки и комментарии. Постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.