В мире великое множество музеев, где хранятся бесчисленные произведения искусства. Один из них – в Бостоне. Собрание его обширное, картин множество, среди них несколько великолепных полотен Рембранда, Ван Дейка, Ренуара и многих других выдающихся живописцев.
Но сегодня я расскажу о, пожалуй, самой необычной картине из этого собрания – полотне фламандского художника Франса Франкена Младшего (1581-1642) или как еще его называют Франса Франкена II. Всё дело в том, что он был сыном известного в ту пору художника, которого тоже звали Франс Франкен и отцом еще одного художника с таким же именем Франс Франкен. В общем, это были потомственные художники с одинаковыми именами, из-за чего была некоторая путаница. Поэтому герою нашей истории пришлось подписывать свои работы с «de jonge Frans Francken» («молодой Франс Франкен») перед смертью своего отца в 1616 году. А с конца 1620-х годов он использовал подпись «de oude Fr. Франкен» («старый отец Франкен»), чтобы отличаться от своего сына Франса Франкена III. Кстати, его отец также начал подписывать свои картины с «den oude Frans Francken» («старый Франс Франкен») после того, как наш Франс Франкен Младший стал активным художником.
Франс Франкен II, о ком сегодня пойдет речь, был человеком талантливым и, наверное, самым известным из всего большого семейства художников с фамилией Франкен. Талант его был многообразен. Известно, что художник прекрасно рисовал, делал эскизы росписей посуды, костюмов, резьбы по металлу. А еще он имел склонность и к литературе, так как был членом одного из антверпенских литературных обществ и сделал для него эмблему. Все это позволяет назвать Франса Франкена Младшего одним из ведущих мастеров того периода фламандского искусства, когда только начинал зарождаться национальный стиль.
Как живописец он писал в основном небольшие картины, полные любопытных деталей и увлекательного рассказа. Чаще всего его привлекали мифологические и библейские сюжеты, в которых стремление к достоверности изображения сочеталось с интересом к аллегоричности и символике содержания.
Но есть в его творчестве картина, которая стоит особняком от всего, что им было создано. И о ней я хочу сегодня рассказать.
Называется эта картина «Вечная дилемма человечества: выбор между добродетелью и пороком». Написана около 1635 года.
Вот сделанное мною фото этого полотна.
Отличается эта картина от всего, что создал художник, прежде всего своим большим размером – 142 см на 211 см. Что вообще-то не характерно для этого художника, тяготеющего к небольшим работам.
А еще она достаточно своеобразна по сюжету.
Признаюсь – как только я ее увидел, то сразу же остановился. Думаю, что все поймут почему – мало что в истории искусства имело такой сюжет: в ней удивительным образом сочетается мифологический и христианский символизм. По сути это вечный выбор человечества между добродетелью и пороком, вот почему на картине художник изображает три области: неба, земли и ада. И делает это Франс Франкен II так выразительно, что поневоле хочется всю картину подробнейшим образом рассмотреть.
Вот еще одно фото этой картины, поближе и покачественнее.
Итак, что же представляет из себя эта необычная картина? На ней Франкен изображает важность мудрого выбора. В земном царстве человек, сидящий чуть в стороне от центра (с Венерой, Меркурием и Фортуной), представляет человечество.
Влиятельные фигуры из истории, мифов и Библии толпятся слева.
Справа от человека находятся фигуры, олицетворяющие чувственные удовольствия.
Смерть слева и Отец-Время справа соединяют каждую сторону с подземным миром.
Внизу в подземном мире дьявол правит вратами ада.
Король обезьян высмеивает сильных мира сего.
А купидон с завязанными глазами предостерегает от необузданного желания.
Вверху, в центре, Минерва, богиня мудрости, наряду с Верой, Надеждой и милосердием. Ее жест указывает на то, что здравый смысл предотвратит мирские искушения.
Но, признаюсь, хотя картина эта, разумеется, назидательного толка (что совершенно естественно для того времени), но больше всего меня позабавил дракон, на котором сидит дьявол. Смешной такой :-))
Вот такая необычная картина находится в далеком от нас музее. По крайней, мере, меня эта картина затормозила и остановила.
Буду рад, если и вам было интересно.
Кстати, у нас в стране тоже есть картины Франса Франкена II. И находятся они не в экспозиции музея, а в частной коллекции, которая демонстрировалась в выставочном центре в Новом Иерусалиме под Москвой. Но о них как-нибудь в другой раз.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с интересом и пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где есть много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – там вы найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.