Помните сказку В. Катаева «Цветик-семицветик?» Возможно, если кто-то не читал, то сюжет таков, что девочка Женя нашла волшебный «цветик-семицветик» и стала загадывать себе желания:
Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть, по-моему вели.
Загадала 6 желаний для себя и оказалась на одной скамейке с мальчиком, который не смог с ней бегать в догонялки, потому что он не мог ходить. Тогда девочка загадала последнее желание, чтобы мальчик побежал, совершилось волшебство, и ребята начали весело играть. Чудесная сказка.
А в жизни?
На основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на территории нашей страны закреплено право каждого человека на получение образования.
Инклюзивное образование — организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.
Отлично! Казалось бы, все детки теперь могут получить достойное образование вне зависимости от проблемы в обучении. Но СТОП!
Подскажите, а учителя умеют вести уроки в таких школах, могут организовать учебный процесс в таких классах, да и главное — воспитательный процесс так, чтобы ребята с особенностями в развитии не ощущали себя изгоями?
Вот два примера из моей жизни.
ПРИМЕР 1
Моя мама попала в аварию, её сбил велосипедист. Они жили в Казахстане, во время ВОВ. Ей сделали трепанацию черепа уже в Ташкенте. Города Чимкент и Ташкент рядом, и тогда все республики друг другу помогали и с медицинской точки зрения. Операция прошла с осложнением, мама перестала ходить и могла передвигаться только на костылях. Но она очень хорошо училась, особенно по математике. Школу не бросила, и весь класс ей помогал, кто, чем мог. Одни ребята носили портфель, другие помогали спуститься по ступенькам. Никто не смеялся, ребята были очень дружны, она с нежностью вспоминала свой класс.
ПРИМЕР 2
Ко мне пришли на консультацию родители, их ребёнок потерял ногу в аварии. Он остался на костылях, долго проходил реабилитацию, пока протез не сделали. Но с радостью пришёл в родной класс, и что же?
А родители детей, где учился раньше мальчик, встали против обучения такого ребёнка в общем классе, ссылаясь на то, что его уродство пугает детей. Дети стали обходить ребёнка стороной, а тех, кто пытался помочь, дети одёргивали, мол, зачем ему помогать?
Да и учительница молча наблюдала за этой картиной, а потом предложила маме мальчика уйти на домашнее обучение.
Вот тут мне хочется остановиться. Люди, что с Вами стало?
Сейчас очень многие детки Донбасса пострадали и стали инвалидами или детками с ограниченными возможностями, но у них не ограничены умственные и духовные возможности, в отличие от взрослых.
Ведь именно мы, взрослые, формируем душу ребёнка. Откуда это у взрослых?
Сама система образования требует тщательной доработки, я считаю невозможно в один класс сажать ребят со сниженными умственными возможностями и ребят со средними и выше умственными возможностями.
Тут никакой тьютор не поможет, потому что этим деткам необходимо несколько раз повторять информацию. Если ребёнок умственно сохранный, то, я полагаю, он обязательно должен учиться в классе со всеми ребятами, даже если он на коляске, ведь забота о таком ребёнке, как я полагаю, помогает и ему расти без комплексов, и ребятам проявлять свою заботу о близком. Тем более, что сейчас система протезирования на хорошем уровне, даже порой незаметно, что у человека проблема со здоровьем.
Сколько таких деток доказывают нам, взрослым и своим сверстникам, что они многого могут достичь, у них часто боевой дух, которому нам стоит поучиться.
Если ребёнок заикается или не может быстро говорить (брадилалия), ему можно давать задания письменные, но учителя могут работать и с таким ребёнком, найти к нему подход. Да, много таких заболеваний, при которых ребята могут учиться в общем классе.
Один такой ребёнок, ходивший ко мне на занятия по развитию интеллекта, был болен синдромом Туретта. Родители отстояли его право учиться в общеобразовательном классе, а сейчас это уже высококвалифицированный юрист.
В нашей системе образования очень много проблем. Но, принимая законы, законодатели должны очень чётко понимать границы или безграничные возможности детей, а также ограниченные знания учителей, которые часто и не знают, как работать с особенными детками.
Нашим пед. университетам пора менять систему подготовки специалистов, чтобы учителя хотели и умели работать с такими ребятами, и, главное, чтобы таким ребятам было приятно учиться в обычном классе. Ведь очень многое зависит от учителя, в классе которого появляются особые ребятки. Они должны найти самые добрые, самые душевные слова и ребятам, и родителям.
А Вы, уважаемые читатели, встречались с подобными трудностями? Может вместе попробуем найти решение данной проблемы, тем более, что таких ребят становится всё больше…
Автор: Виктория Николаевна Сотник преподаватель, практикующий психолог, многодетная мама 4 уже взрослых детей.
Читайте нас также в телеграм — по этой ссылке