Найти в Дзене
ЭврикаХаб

А учителя умеют работать в обычном классе, где учатся ещё и дети с ограниченными возможностями?

Помните сказку В. Катаева «Цветик-семицветик?» Возможно, если кто-то не читал, то сюжет таков, что девочка Женя нашла волшебный «цветик-семицветик» и стала загадывать себе желания:

Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть, по-моему вели.

Загадала 6 желаний для себя и оказалась на одной скамейке с мальчиком, который не смог с ней бегать в догонялки, потому что он не мог ходить. Тогда девочка загадала последнее желание, чтобы мальчик побежал, совершилось волшебство, и ребята начали весело играть. Чудесная сказка.

А в жизни?

На основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на территории нашей страны закреплено право каждого человека на получение образования.

Инклюзивное образованиеорганизация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.

Отлично! Казалось бы, все детки теперь могут получить достойное образование вне зависимости от проблемы в обучении. Но СТОП!

Подскажите, а учителя умеют вести уроки в таких школах, могут организовать учебный процесс в таких классах, да и главное — воспитательный процесс так, чтобы ребята с особенностями в развитии не ощущали себя изгоями?

Изображение из открытых источников информации
Изображение из открытых источников информации

Вот два примера из моей жизни.

ПРИМЕР 1

Моя мама попала в аварию, её сбил велосипедист. Они жили в Казахстане, во время ВОВ. Ей сделали трепанацию черепа уже в Ташкенте. Города Чимкент и Ташкент рядом, и тогда все республики друг другу помогали и с медицинской точки зрения. Операция прошла с осложнением, мама перестала ходить и могла передвигаться только на костылях. Но она очень хорошо училась, особенно по математике. Школу не бросила, и весь класс ей помогал, кто, чем мог. Одни ребята носили портфель, другие помогали спуститься по ступенькам. Никто не смеялся, ребята были очень дружны, она с нежностью вспоминала свой класс.

ПРИМЕР 2

Ко мне пришли на консультацию родители, их ребёнок потерял ногу в аварии. Он остался на костылях, долго проходил реабилитацию, пока протез не сделали. Но с радостью пришёл в родной класс, и что же?

А родители детей, где учился раньше мальчик, встали против обучения такого ребёнка в общем классе, ссылаясь на то, что его уродство пугает детей. Дети стали обходить ребёнка стороной, а тех, кто пытался помочь, дети одёргивали, мол, зачем ему помогать?

Да и учительница молча наблюдала за этой картиной, а потом предложила маме мальчика уйти на домашнее обучение.

Вот тут мне хочется остановиться. Люди, что с Вами стало?

Сейчас очень многие детки Донбасса пострадали и стали инвалидами или детками с ограниченными возможностями, но у них не ограничены умственные и духовные возможности, в отличие от взрослых.

Ведь именно мы, взрослые, формируем душу ребёнка. Откуда это у взрослых?

Сама система образования требует тщательной доработки, я считаю невозможно в один класс сажать ребят со сниженными умственными возможностями и ребят со средними и выше умственными возможностями.

Изображение из открытых источников информации
Изображение из открытых источников информации

Тут никакой тьютор не поможет, потому что этим деткам необходимо несколько раз повторять информацию. Если ребёнок умственно сохранный, то, я полагаю, он обязательно должен учиться в классе со всеми ребятами, даже если он на коляске, ведь забота о таком ребёнке, как я полагаю, помогает и ему расти без комплексов, и ребятам проявлять свою заботу о близком. Тем более, что сейчас система протезирования на хорошем уровне, даже порой незаметно, что у человека проблема со здоровьем.

Сколько таких деток доказывают нам, взрослым и своим сверстникам, что они многого могут достичь, у них часто боевой дух, которому нам стоит поучиться.

Если ребёнок заикается или не может быстро говорить (брадилалия), ему можно давать задания письменные, но учителя могут работать и с таким ребёнком, найти к нему подход. Да, много таких заболеваний, при которых ребята могут учиться в общем классе.

Один такой ребёнок, ходивший ко мне на занятия по развитию интеллекта, был болен синдромом Туретта. Родители отстояли его право учиться в общеобразовательном классе, а сейчас это уже высококвалифицированный юрист.

В нашей системе образования очень много проблем. Но, принимая законы, законодатели должны очень чётко понимать границы или безграничные возможности детей, а также ограниченные знания учителей, которые часто и не знают, как работать с особенными детками.

Нашим пед. университетам пора менять систему подготовки специалистов, чтобы учителя хотели и умели работать с такими ребятами, и, главное, чтобы таким ребятам было приятно учиться в обычном классе. Ведь очень многое зависит от учителя, в классе которого появляются особые ребятки. Они должны найти самые добрые, самые душевные слова и ребятам, и родителям.

А Вы, уважаемые читатели, встречались с подобными трудностями? Может вместе попробуем найти решение данной проблемы, тем более, что таких ребят становится всё больше…

Автор: Виктория Николаевна Сотник преподаватель, практикующий психолог, многодетная мама 4 уже взрослых детей.

Читайте нас также в телеграм по этой ссылке

Другие статьи автора:

-3