Приветствую всех, кто заглянул на мою страницу.
Страдали обе женщины Султана с чувством, с толком, с расстановкой. Рыдали, выли на луну и в сердцах лупили тех, кто попался под руку. Причина, в основном, одна (по крайней мере главная) - невнимание Сулеймана. И Махидевран, и Хюррем имели совершенно одинаковые претензии и ожидания, как бы впоследствии Хюррем ни просила ни в коем случае не сравнивать её с матерью Мустафы.
Итак, это очередные мои мысли на тему сериала "Великолепный век". :)
Мне захотелось именно сравнить чаянья и страдания двух женщин, показать, что, как бы сам Сулейман ни разделял их у себя в голове и сердце (в одну лишь влюблён, а другую любил серьёзно и "на всю жисть!"), они не так уж и различаются.
В начале сериала нам показаны взгляды Махидевран и Александры на личную жизнь. Что первая, что вторая мнит себя единственной в покоях Султана, хотя Махидевран уж должна бы знать, что этому не бывать. Тем не менее, она очень натурально и глубоко переживает, узнав, что в день её приезда Сулейману устроили праздник, на котором он выберет себе наложницу для хальвета.
Впрочем, знать и хотеть - вещи разные. Сулейман выделял её в Манисе, ей и в голову не приходило, что в Стамбуле будет иначе. Что, став Султаном, он как-то изменится, отдалится от неё.
У Александры цель - отобрать Сулеймана у Махидевран, сначала из мести, затем из-за своей влюблённости. Она не знает, что это лишь первая соперница среди многих других, она полагает, что, раз победив, она останется "той самой". В итоге, обе жестоко ошиблись.
Разница у обеих, как, впрочем, и всегда - в подходе к поражению. Махидевран плачет и ищет опору во всех подряд: Валиде, Хатидже, даже маленький Мустафа - пока ещё не как защитник, но как утешение, Ибрагим. Она выбирает Александру, как будто лично ей назло, ставшую Хюррем, своим врагом номер один и так зациклится на этом, что дальше будет искать новые подтверждения её опасности лично для себя. Хюррем тоже некоторое время будет цепляться именно к Махидевран, боясь, что Сулейман о ней помнит как о своей первой любви. Впрочем, едва станет ясно, что Повелитель не прочь развлечься вообще с кем попало, от Гюльнихаль до Садыки, она отпустит Весеннюю Розу и будет бороться с новыми соперницами.
Для Хюррем Махидевран перестанет быть главным врагом, и много позже таковым станет Мустафа для её детей.
Однако обе они боролись, как умели, за мужчину, к которому испытывали чувства. Одна оказалась умнее и сильнее - и победила, но зачем вследствие этого лишать Махидевран морального права расстраиваться? Кто-то углядел в ней не любовь, а жажду наживы. Ну так и Хюррем не сразу полюбила, она поначалу хотела вообще прибить Сулеймана во сне. В общем, считаю, страдают обе по вполне себе справедливой причине, усугубленной тем, что Сулейман - любитель приблизить одну в пику другой, чтобы воспитывать своих женщин. Не свихнуться очень сложно.
Далее обе женщины по жизни, друг за другом, сталкиваются со схожими проблемами. Я бы определила их как борьбу за статус и уважение. Перечислю их вкратце: покои Хатидже, благотворительность (вследствие чего Хюррем получает свободу), должность управляющей гаремом, покои Валиде султан. Всё это идёт последовательно, у каждой со своими потерями, и каждая переживает по этому поводу.
Любопытно, что копья ломают схожим образом, на почти одном и том же, хотя, конечно, многоходовки Хюррем замысловатее и рискованнее, плюс на её стороне безусловное преимущество перед Махидевран в виде предвзятости - то есть любви - самого Падишаха. Именно эта разница делает увлекательным, по сути, повтор событий сначала одной, потом - второй.
Махидевран даже как-то прямо сказала: "Ты повторишь мою ошибку. Сама отдашь его этой женщине". И Хюррем почти это сделала (история с Изабеллой), но вовремя опомнилась.
Что же касается должности управляющей, обе - пусть и с разницей во времени - допускают ту же ошибку с распределением средств в гареме. Махидевран помешала жадность и тщеславие (на которых позже сыграла Хюррем), Хюррем - просто тщеславие (на котором сыграла Шах султан). Здесь пострадали ну практически одинаково, даже обе с выселением: Махидевран к сыну в санджак, а Хюррем - просто с глаз долой.
Здесь никого не оправдать, сглупили по-царски султански. "За что мне всё это" - вопрос неуместен. Многие полагают, что Султан был строг к Хюррем, подумаешь, наняла грабителей украть бумажку, но я думаю, это всё-таки потяжелее преступление, чем то, что для Махидевран подставила Хюррем: нападение на Гюльфем против нападения на сестру Султана. Тут уж очевидно, что хуже.
Покои Валиде - это отдельный испанский стыд лично для меня. Хюррем так красиво выкрутилась, сказав, что Махидевран попирает траур по матери Султана, как так можно, да ведь это оскорбление... и тупо в лоб действует точно так же. Я не понимаю, у сценаристов в этот момент амнезия случилась?
До этого их ошибки были интересны тем, по какой именно причине каждая вляпывается в них и как они в итоге из них выпутываются. Махидевран и Хюррем - вечный взаимный контраст поведения, характера, стиля и ума. Можно сглупить, но и это они делают по-разному... до сего момента.
Даже тот факт, что Михримах вступилась за мать, не был Хюррем спланирован - чистое везение (и естественное желание девочки урвать себе покои побогаче в единоличное пользование).
Импульсивность, глупость, жажда получить себе побольше - не будем обманывать самих себя, эти качества были присущи и Махидевран, и Хюррем. И обе страдали и рыдали, если что-то шло не по их плану. Мне кажется несправедливым, что желания и надежды Махидевран высмеиваются и обесцениваются, тогда как почти то же у Хюррем - вполне оправдываются (я о поклонниках Хюррем, к каковым причисляю и себя).
Другое дело, что Махидевран показана так, что ей сложно сочувствовать. Полностью согласна, что она не сумела распорядиться тем, что было у неё с самого начала: старший шехзаде, почёт гаремом, расположение семьи Султана. Именно на фоне этого провала всё, что делает Хюррем, оттенённое неудачами Махидевран, сверкает для нас, зрителей, ещё ярче. А в случае облома мы ей сочувствуем гораздо искренней и охотней.
Ещё одна деталь, которая лично меня тоже поворачивает в сторону Хюррем: то, как они страдали. Хюррем выносила мозг Султану, но со временем научилась и это делать не в лоб; остальные же свои проблемы выкрикивала в лес, разбивала о посуду и рыдала самой себе в подушку. Это, по моему мнению, заслуживает отдельного уважения, причём не только силе воли, но и разуму: если никто не видит твоей слабости, этим никто не воспользуется. Хюррем интуитивно уловила это очень чётко.
Махидевран же постоянно искала зрителя. Ей несложно было расстроиться, но вот сдержаться перед кем-то, с достоинством пронести свою боль она так и не смогла. Ни разу (если неправа, приглашаю возразить мне в комментариях, могла и упустить что-то).
Такой вот мини-разбор двух страдалиц сериала, надеюсь, было интересно :) Лайки, подписки и комментарии всегда очень жду!