Найти тему
Любопытка

За что мне всё это? Страдания Махидевран и Хюррем

Приветствую всех, кто заглянул на мою страницу.

Страдали обе женщины Султана с чувством, с толком, с расстановкой. Рыдали, выли на луну и в сердцах лупили тех, кто попался под руку. Причина, в основном, одна (по крайней мере главная) - невнимание Сулеймана. И Махидевран, и Хюррем имели совершенно одинаковые претензии и ожидания, как бы впоследствии Хюррем ни просила ни в коем случае не сравнивать её с матерью Мустафы.

Итак, это очередные мои мысли на тему сериала "Великолепный век". :)

Мне захотелось именно сравнить чаянья и страдания двух женщин, показать, что, как бы сам Сулейман ни разделял их у себя в голове и сердце (в одну лишь влюблён, а другую любил серьёзно и "на всю жисть!"), они не так уж и различаются.

В начале сериала нам показаны взгляды Махидевран и Александры на личную жизнь. Что первая, что вторая мнит себя единственной в покоях Султана, хотя Махидевран уж должна бы знать, что этому не бывать. Тем не менее, она очень натурально и глубоко переживает, узнав, что в день её приезда Сулейману устроили праздник, на котором он выберет себе наложницу для хальвета.

Потерянный взгляд девушки, ещё секунду назад уверенной, что жизнь её не изменится
Потерянный взгляд девушки, ещё секунду назад уверенной, что жизнь её не изменится

Впрочем, знать и хотеть - вещи разные. Сулейман выделял её в Манисе, ей и в голову не приходило, что в Стамбуле будет иначе. Что, став Султаном, он как-то изменится, отдалится от неё.

У Александры цель - отобрать Сулеймана у Махидевран, сначала из мести, затем из-за своей влюблённости. Она не знает, что это лишь первая соперница среди многих других, она полагает, что, раз победив, она останется "той самой". В итоге, обе жестоко ошиблись.

-2

Разница у обеих, как, впрочем, и всегда - в подходе к поражению. Махидевран плачет и ищет опору во всех подряд: Валиде, Хатидже, даже маленький Мустафа - пока ещё не как защитник, но как утешение, Ибрагим. Она выбирает Александру, как будто лично ей назло, ставшую Хюррем, своим врагом номер один и так зациклится на этом, что дальше будет искать новые подтверждения её опасности лично для себя. Хюррем тоже некоторое время будет цепляться именно к Махидевран, боясь, что Сулейман о ней помнит как о своей первой любви. Впрочем, едва станет ясно, что Повелитель не прочь развлечься вообще с кем попало, от Гюльнихаль до Садыки, она отпустит Весеннюю Розу и будет бороться с новыми соперницами.

Для Хюррем Махидевран перестанет быть главным врагом, и много позже таковым станет Мустафа для её детей.

Однако обе они боролись, как умели, за мужчину, к которому испытывали чувства. Одна оказалась умнее и сильнее - и победила, но зачем вследствие этого лишать Махидевран морального права расстраиваться? Кто-то углядел в ней не любовь, а жажду наживы. Ну так и Хюррем не сразу полюбила, она поначалу хотела вообще прибить Сулеймана во сне. В общем, считаю, страдают обе по вполне себе справедливой причине, усугубленной тем, что Сулейман - любитель приблизить одну в пику другой, чтобы воспитывать своих женщин. Не свихнуться очень сложно.

Далее обе женщины по жизни, друг за другом, сталкиваются со схожими проблемами. Я бы определила их как борьбу за статус и уважение. Перечислю их вкратце: покои Хатидже, благотворительность (вследствие чего Хюррем получает свободу), должность управляющей гаремом, покои Валиде султан. Всё это идёт последовательно, у каждой со своими потерями, и каждая переживает по этому поводу.

Любопытно, что копья ломают схожим образом, на почти одном и том же, хотя, конечно, многоходовки Хюррем замысловатее и рискованнее, плюс на её стороне безусловное преимущество перед Махидевран в виде предвзятости - то есть любви - самого Падишаха. Именно эта разница делает увлекательным, по сути, повтор событий сначала одной, потом - второй.

Махидевран даже как-то прямо сказала: "Ты повторишь мою ошибку. Сама отдашь его этой женщине". И Хюррем почти это сделала (история с Изабеллой), но вовремя опомнилась.

Что же касается должности управляющей, обе - пусть и с разницей во времени - допускают ту же ошибку с распределением средств в гареме. Махидевран помешала жадность и тщеславие (на которых позже сыграла Хюррем), Хюррем - просто тщеславие (на котором сыграла Шах султан). Здесь пострадали ну практически одинаково, даже обе с выселением: Махидевран к сыну в санджак, а Хюррем - просто с глаз долой.

Здесь никого не оправдать, сглупили по-царски султански. "За что мне всё это" - вопрос неуместен. Многие полагают, что Султан был строг к Хюррем, подумаешь, наняла грабителей украть бумажку, но я думаю, это всё-таки потяжелее преступление, чем то, что для Махидевран подставила Хюррем: нападение на Гюльфем против нападения на сестру Султана. Тут уж очевидно, что хуже.

Покои Валиде - это отдельный испанский стыд лично для меня. Хюррем так красиво выкрутилась, сказав, что Махидевран попирает траур по матери Султана, как так можно, да ведь это оскорбление... и тупо в лоб действует точно так же. Я не понимаю, у сценаристов в этот момент амнезия случилась?

Сидит и трясётся, как бы Султан на развод не подал с этакими кренделями. И проси потом, чтоб с Махидевран не сравнивал...
Сидит и трясётся, как бы Султан на развод не подал с этакими кренделями. И проси потом, чтоб с Махидевран не сравнивал...

До этого их ошибки были интересны тем, по какой именно причине каждая вляпывается в них и как они в итоге из них выпутываются. Махидевран и Хюррем - вечный взаимный контраст поведения, характера, стиля и ума. Можно сглупить, но и это они делают по-разному... до сего момента.

Даже тот факт, что Михримах вступилась за мать, не был Хюррем спланирован - чистое везение (и естественное желание девочки урвать себе покои побогаче в единоличное пользование).

Проси, что хочешь! Это, конечно, тоже выйдет боком, но - в будущем
Проси, что хочешь! Это, конечно, тоже выйдет боком, но - в будущем

Импульсивность, глупость, жажда получить себе побольше - не будем обманывать самих себя, эти качества были присущи и Махидевран, и Хюррем. И обе страдали и рыдали, если что-то шло не по их плану. Мне кажется несправедливым, что желания и надежды Махидевран высмеиваются и обесцениваются, тогда как почти то же у Хюррем - вполне оправдываются (я о поклонниках Хюррем, к каковым причисляю и себя).

Другое дело, что Махидевран показана так, что ей сложно сочувствовать. Полностью согласна, что она не сумела распорядиться тем, что было у неё с самого начала: старший шехзаде, почёт гаремом, расположение семьи Султана. Именно на фоне этого провала всё, что делает Хюррем, оттенённое неудачами Махидевран, сверкает для нас, зрителей, ещё ярче. А в случае облома мы ей сочувствуем гораздо искренней и охотней.

Ещё одна деталь, которая лично меня тоже поворачивает в сторону Хюррем: то, как они страдали. Хюррем выносила мозг Султану, но со временем научилась и это делать не в лоб; остальные же свои проблемы выкрикивала в лес, разбивала о посуду и рыдала самой себе в подушку. Это, по моему мнению, заслуживает отдельного уважения, причём не только силе воли, но и разуму: если никто не видит твоей слабости, этим никто не воспользуется. Хюррем интуитивно уловила это очень чётко.

Махидевран же постоянно искала зрителя. Ей несложно было расстроиться, но вот сдержаться перед кем-то, с достоинством пронести свою боль она так и не смогла. Ни разу (если неправа, приглашаю возразить мне в комментариях, могла и упустить что-то).

Такой вот мини-разбор двух страдалиц сериала, надеюсь, было интересно :) Лайки, подписки и комментарии всегда очень жду!