Бывший врач «Спартака» Лю Хуншен в июне 2017 года дал интервью «СЭ», в котором рассказал, как спас экс-защитника красно-белых Неманью Видича от проблем со спиной.
В январе 2006 года Видич перешел в «Манчестер Юнайтед», с которым выигрывал Лигу чемпионов и 5 раз становился чемпионом Англии.
– Самое больное колено, которое видели в «Спартаке»?
– Паршивлюк. Ромулу. По два-три раза ребят оперировали.
– А самая больная футбольная спина?
– Были проблемы у Павлюченко. Ну и, конечно, Видич. Прекрасный футболист, многие клубы его просматривали, но узнавали о межпозвоночной грыже – и включали задний ход. Мне позвонил Юрий Первак: «Спартак» купит Видича, если гарантируешь, что поставишь его на ноги».
– Сказали бы вы «нет» – как бы судьба Видича сложилась?
– Так бы и играл через боль у себя в Сербии. Или уже тогда бы закончил. Но я часто сталкивался с подобными травмами. Изучил МРТ, пощупал руками позвонок. Понял – ситуация сложная, но не безнадежная.
– Вы сильно рисковали.
– Это ж не кулек яблок купить. Не понравились – выкинул. За Видича заплатили то ли три, то ли четыре миллиона долларов. Сегодня за такие деньги классного футболиста не найдешь. Хороший игрок – от восьми и выше.
– Премию-то вам выписали?
– Нет.
– Сам Видич отметил финансово доброго китайца?
– Три тысячи долларов подарил.
– Какой прижимистый.
– Да нормально! В прошлом году опять его лечил.
– Видич прилетал в Москву?
– История такая. Принадлежал он «Интеру», вновь травмировал спину, оперироваться не хотел. Думал, я его на ноги поставлю. Начал искать меня в Москве. Не нашел, набрал своему другу Тошичу. Тот ответил: «Обычно Лю на скамейке сидит, но давно его не видел. Наверное, в «Спартаке» уже не работает». И Видич в Италии лег на операцию.
– Удачно?
– Нет! Хуже стало! Он дозвонился в «Спартак», выяснил мой номер. А мы на сборы в Эмираты улетали. Видич примчался туда же, заселился в соседнюю гостиницу. Я им занимался в свободное время. Состояние было кошмарное – спина болит, нога немеет…
– Почти инвалид.
– Это неудачная операция его добила. Прошел курс – все стало хорошо. Дал мне две тысячи долларов. Он же еще играть собирался!
– Что ж завязал?
– Мне говорил – или закончит, или поиграет в Испании. Как же ее, эту команду, то четвертое, то пятое место занимает…
– «Севилья»?
– Нет!
– «Валенсия»?
– Точно, «Валенсия»! Туда собирался. Потом перезвонил: «Лю, больше играть я не буду. Если что-то понадобится – наберу».
– Когда-то Видич едва не пристроил вас в «Манчестер Юнайтед». На зарплату десять тысяч фунтов.
– Мне кажется, предлагали пятнадцать. Неважно. Я отказался. В Москве своя клиентура, нарабатывается годами. Вот это – моя жизнь. А что в Англии? Сегодня ты в команде – завтра выгнали. Приходит новый тренер, с ним свой штаб.
– Почему же Видич сразу до вас не дозвонился?
– Номер мой потерял. А Тошич действительно не видел меня на скамейке «Спартака», к тому времени я там не появлялся.
– Причина?
– Карпин стал генеральным директором и вызвал в офис: «Финансовый кризис, зарплата у тебя большая. Будет в два раза меньше. Если устраивает – оставайся». Я согласился.
– А что взамен?
– Сформулировано было так: «Работы тоже будет меньше. На выезды можешь не летать. Занимайся в Москве своими делами». С того дня бывал лишь на тренировках в Тарасовке да на сборах.