Найти тему
Время Новостей

Европа не откажется от закупок российского СПГ в 2023 году. Большую часть топлива для ЕС произведут в ЯНАО

Оглавление

В 2022 году «НОВАТЭК» увеличил поставки сжиженного природного газа с завода «Ямал СПГ» в Европу примерно на 13,5%, но на 7% снизил экспорт в Азию. Причин этому несколько. Изменится ли ситуация в 2023 году — разбирался «Ямал-Медиа».

Итоги 2022 года

СПГ стал единственным видом топлива, поставки которого из России в Европу выросли по итогам 2022 года, сообщил «Коммерсант». «НОВАТЭК» увеличил поставки сжиженного природного газа в Европу с завода «Ямал СПГ» примерно на 13,5% — до 14,65 миллиона тонн. Также в ЕС отправляли СПГ с «Криогаз-Высоцк» — поставки увеличились до 0,7 миллиона тонн, еще около 0,35 миллиона тонн — с запущенного в сентябре проекта «Газпрома» «Портовая СПГ».

Россия по итогам года заняла третье место по поставкам сжиженного природного газа в Европу, уступив США и Катару. Великобритания и страны Балтии прекратили покупать российский СПГ, но спрос увеличился со стороны Испании.

-2

Фото: FOTOGRIN/Shutterstock/Fotodom

В азиатском направлении была немного другая картина. Поставки туда с «Ямал СПГ» «НОВАТЭК» снизил на 7% — примерно до 5,1–5,3 миллиона тонн.

Причины уменьшения поставок

Спотовые цены на СПГ в течении всего 2022 года в Азии были ниже, чем Европе, именно поэтому «НОВАТЭК» стал перенаправлять сжиженный природный газ с «Ямал СПГ» в ЕС, рассказал «Ямал-Медиа» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Так российская компания смогла больше заработать.

«Даже китайская компания CNPC, которая имеет контракт с «Ямал СПГ» на три миллиона тонн в год, большую часть своих объемов поставляла в Европу, выступая в качестве трейдера», — добавил он.

«Ямал СПГ» имеет долгосрочные контракты не только с «НОВАТЭК», но и другими компаниями, в том числе с китайским CNPC, французской TotalEnergies. После отгрузки сжиженного газа партнерам топливо становится их собственностью, поэтому компании вправе отправлять его в другие страны и зарабатывать, пояснил специалист.

Для «Ямал СПГ» 2022 год стал выгодным.

«НОВАТЭК» увеличил производительность четвертой линии «Ямал СПГ», кроме этого завод работал выше проектной мощности, которая составляла 16,5 миллионов тонн в год», — пояснили «Ямал-Медиа» в пресс-службе компании «Ямал СПГ».

Четвертая линия работает по отечественной технологии «Арктический каскад». По словам Юшкова, ее мощность составляет 0,9 миллиона тонн.

-3

Фото: Juozas Baltiejus/Shutterstock/Fotodom

«То есть суммарно за прошлый год проектная мощность завода составила 17,4 миллиона тонн. Но при этом он [«Ямал СПГ»] выработал почти 21 миллион тонн. Когда реальная выработка больше, чем проектная мощность, возникают проблемы. С одной стороны ты больше зарабатываешь, а с другой стороны — надо успевать вывозить все это», — пояснил он.

Поэтому проекту было выгодно поставлять газ туда, где его можно было быстрее отгрузить. Таким местом стала Европа, подчеркнул Юшков.

Тут совпало сразу несколько факторов: цены в Европе были выше, чем в Азии и выработка была больше, чем планировалось.

Игорь Юшковведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Покупатели ямальского СПГ

Юшков рассказал, что ямальский СПГ в 2022 году больше всего отгружали Бельгия, Испания и Нидерланды. Но формально топливо расходилось по всей Европе.

СПГ может расходиться по всей Европе, в частности, довольно много уходило в Германию из Бельгии. Бельгия потребляет довольно мало, но оттуда идут в поставки еще и в Великобританию. Большим открытием 2022 года было то, что Россия стала одним из лидеров поставок СПГ в Испанию.

Игорь Юшковведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

-4

Фото: Alvov/Shutterstock/Fotodom

Поэтому если ЕС включит российский СПГ в санкционные пакеты топливо все равно будет циркулировать по Европе, объяснил Юшков. Если же новый ограничений не будет и цены останутся на прежнем уровне, «Ямал СПГ» в 2023 году поставит в Европу примерно столько же, сколько и в 2022-м.

Планы на 2023 год

Эксперт напомнил, что «НОВАТЭК» в этом году должен завершить строительство перевалочного терминала в Бечевинской бухте на Камчатке для поставок продукции с проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Это сделает экономически привлекательным азиатское направление, потому что сократится транспортное плечо. Танкеру арктического класса не надо будет идти до Китая или до Южной Кореи отгружаться. Он отгрузился на Камчатке и пойдет за новой партией, а оттуда [перевалочного терминала] уже заберут газовозы обычного — не арктического класса, которых в мире очень много», — рассказал энергетик.

С перевалочного терминала СПГ будут забирать Китай, Южная Корея и немного Япония, заключил специалист.

Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».