Начало ХХ века в России. По улицам городов уже разъезжают автомобили, разрабатываются проекты метро в наших столицах, в домах появляется водопровод и канализация, улицы начинают освещаться электричеством. В небе летают самолеты, море бороздят технически сложные броненосцы и крейсеры. Идут поезда по Великой Транссибирской магистрали до Владивостока и Порт-Артура. Созданы передовые по тем временам заводы и фабрики. Наша страна на Всемирной выставке в Париже в 1900 году завоевала 1589 наград и имела такой успех, что посетители находились «под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного при посещении русского отдела», как писали французские газеты.
Казалось, жизнь налаживается, страна стремительно развивается, по темпам роста уверенно выходит на первое место в мире и светлое будущее уже не за горами. Реклама пестрит огромным количеством предложений технических новинок для дома, сельского хозяйства и промышленности. Но вот какая проблема - мало кто мог прочесть её.
Теперь о грустном. Проведенная в 1897 году всеобщая перепись населения выявила только 21 % грамотных жителей Империи, соответственно, 79 % не умели читать и писать. Правда, в число неграмотных попали и малолетние дети, которые в силу возраста ещё не могли ходить в школу, и если их не учитывать, то эта доля станет 73 %, но всё равно для страны, которая позиционировала себя как великая держава (и была ей), это непозволительно много, если не сказать позорно.
Но 73 % неграмотных в обширной стране — это средняя температура по больнице. Присмотримся попристальней, как на огромном пространстве нашего государства были распределены образованные люди. Картина получается довольно интересная. Вот 10 самых грамотных губерний Российской империи, из которых только две являются русскими, да и то столичные.
В Финляндии, которая имела особый статус, всеобщая перепись не проводилась, но издавались свои статистические отчеты. Из них следует, что полностью неграмотных старше 10 лет там было в 1900 году 1,2 % населения, а в 1910 – 0,9 %, это лучший показатель в Европе того времени.
Согласитесь, какой-то он всё-таки странный этот «русский оккупант». Вместо того, чтобы угнетать национальные окраины и высасывать из них все соки, как это делали в своих владениях цивилизованные англосаксы, он почему-то позволял им быть впереди метрополии по грамотности населения. Даже в далёкой Русской Америке на Алеутских островах в середине XIX века процент грамотных алеутов превышал этот показатель в России. (Описано в заметке «Русский оккупант» на Алеутских островах»). Такая вот «тюрьма народов».
Чем дальше от центра на восток и юг, тем ситуация с грамотностью становилась всё плачевнее. В среднем неграмотных среди взрослых в Европейской части России было 70 %, на Кавказе – 83, в Сибири – 84. В недавно присоединённой Средней Азии практически всё население не умело читать и писать (94 %), и на последнем месте стояла Ферганская область с 3-мя % грамотных среди лиц старше 9-ти лет.
А вот ситуация с грамотностью в Европе. Статистика даёт неутешительную для нашей страны картину, Россия плетётся в хвосте по уровню грамотности населения.
Ситуация была настолько печальной, что угрожала всем сферам жизни России, начиная от обороноспособности страны до дальнейшего участия на равных в техническом прогрессе. Ведь неграмотный рабочий не поймёт чертёж сложной детали, крестьянин не получит новых агротехнических знаний, а солдат или матрос не овладеет передовой военной техникой и не сможет прочитать приказ или донесение.
Всё это, конечно, понимали как на самом верху империи, так и на местах. В правление Николая II, особенно начиная с 1905 года, в России стали усиленно преодолевать отставание. За этот период бюджет Министерства народного просвещения вырос более, чем в 7,5 раз.
В 1907 году в Государственную Думу был внесён законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской Империи», которым предусматривалось обязательное получение детьми бесплатного начального 4-х летнего образования. Для того времени это был практически революционный прорыв в деле просвещения. Но, как часто бывает с хорошими замыслами, его долго замыливали на различных обсуждениях и согласованиях, и в конце концов, в 1912 году он был отклонён.
Тем не менее процесс пошел: «Хотя закон о всеобщем обучении не издан до настоящего времени, но основные начала министерского проекта получили 3 мая 1908 г. силу закона, и с этого времени начинается широкий отпуск средств на народное образование и планомерное открытие школ, имеющее своей конечной целью обеспечить доступность начального обучения для всего населения Империи», - говорится в Объяснительной записке к Отчету Государственного контроля за 1911 год.
На местах, главным образом в земских губерниях (европейская часть страны без Финляндии, Прибалтики и Польши), началась активная работа по преодолению неграмотности. Основная деятельность шла на низовом уровне – в уездах и, надо сказать, довольно успешно. Как следует из Всеподданнейшего Отчета министра народного просвещения за 1913 год «общее число земств, приступивших к введению всеобщего обучения, достигло в 1913 году 398» из 440, т.е. 90%.
Успехи в этом деле были настолько очевидны, что уже забрезжил свет в конце тоннеля: «Сроки осуществления всеобщей доступности начального обучения устанавливаются различные, в среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 уездах (11%) он не превышает 5 лет. В 40 уездах (13 %) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет», - оптимистично говорится в Отчете Государственного контроля за 1911 год, - «русская начальная народная школа развивается в центральных великорусских и малороссийских губерниях достаточно быстрым ходом и достижение здесь в недалеком будущем общедоступности начального обучения можно считать обеспеченным».
Стремительными темпами расширялась сеть начальных учебных заведений, охватывая всё больше детей. Приведенный ниже график отражает только количество народных училищ Министерства народного просвещения, но кроме них существовали школы и других ведомств: Святейшего Синода, различных министерств, а также принадлежащие частным лицам, так что в действительности начальных образовательных учреждений было примерно в 1,5 раза больше.
Параллельно произошел коренной перелом в деле подготовки новых кадров учителей. Страна покрывается сетью педагогических курсов, учительских институтов и учительских семинарий (не путать с духовными). Если в 1900 году их было 72, то в 1913 – 161, рост более, чем в 2 раза. Количество учителей в начальной школе выросло с 80 до 190 тысяч человек.
Первым результатом стало уверенное снижение доли неграмотных призывников: с 59,8 % в 1896 году до 34,5 % в 1911. (Данные военно-статистического справочника за 1912 год). Неграмотные новобранцы обучались в армии и после демобилизации умели читать и писать. В принципе, Столыпин был прав, когда произнёс свою знаменитую фразу: «Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!».
Хотя страна шла рекордными темпами к решению проблемы неграмотности, оставалось еще множество проблем, от банальной нехватки зданий и помещений, что иногда детям приходилось отказывать в приёме, до недостатка учебных пособий и самих педагогов.
Учебный процесс держался на энтузиазме персонала, ведь с такой зарплатой могут работать только люди, любящие свою профессию. Несмотря на то, что вроде как принято считать учителей средним классом, но по уровню доходов им действительно являлись лишь преподаватели средних учебных заведений – гимназий и реальных училищ, а в начальной школе заработки в 1913 году были более, чем скромные, 360 рублей в год, это примерно уровень квалифицированного рабочего.
Кроме того, бедность основной массы населения вынуждала школьников бросать учебу даже несмотря на то, что она была бесплатной. По данным Всеподданнейшего Доклада министра народного просвещения в 1913 году количество таких детей было 19 %, т.е. каждый пятый, не доучившись, шел работать. (это относится к городским начальным училищам, но в других положение было не лучше).
К началу Первой мировой войны до всеобщей грамотности было ещё далеко. Для неё необходимо, чтобы все дети посещали школу, но по данным статистики на 01 января 1915 года в России училось около половины детей школьного возраста - 51 %, но это опять средняя температура по больнице. В одних регионах дела действительно шли хорошо, и всеобщая грамотность была не за горами:
А в других местах Империи, как говорится, и конь не валялся: «Положение же русской школы на окраинах и в местностях с преобладанием иноплеменного населения представляется сравнительно отсталым», - разводит руками Государственный контроль империи.
Чтобы не быть голословным - ниже приведены диаграммы из статистики того времени о процентном соотношении числа детей, посещающих школу, к общему их количеству на 01 января 1915 года, по данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона (том 28, стр. 85).:
Тем не менее, медленно, но верно проблема преодоления неграмотности решалась и в национальных окраинах. В Средней Азии силами «русского оккупанта» были основаны две учительские семинарии для подготовки преподавателей и росло число так называемых русско-туземных школ. Их количество увеличилось c 45 в 1901 году до 89 в 1912. Немного, конечно, но «начать – полдела сделать». Ещё один факт: из 107 учащихся в учительских семинариях Средней Азии в 1913 году, т.е. будущих учителей, 20 было местных, а 87 православного исповедания, т.е. так называемых «русских оккупантов», которые впоследствии дадут жителям Средней Азии образование, путь к свободе и возможность развиваться.
Отвлекаясь от темы, отметим, что уже в наше время, в 2009 году, в Ташкенте была разрушена старейшая учительская семинария с домовой церковью Александра Невского проекта известного архитектора Алексея Бенуа с охранным статусом памятника архитектуры. Попутно был вырублен сквер со столетними деревьями, посаженными «русскими оккупантами». Видимо, всё это кому-то резало глаз, напоминая о тёмных временах «колонизации». Теперь здесь административное здание в местном вкусе.
Кстати, особо продвинутые толкователи истории иногда заявляют, что «глубинному народу» вроде как и не особо нужна была вся эта грамотность, она только отвлекала детей от помощи по хозяйству. Неправда. Русский народ, начиная от самых крестьянских низов стремился к образованию, что подтверждают социологические опросы тех времён. Вот выдержка из опроса жителей деревень Курской губернии, и таких тысячи:
К сожалению, объём статьи не позволяет написать о программе начальных учебных заведений России. Она далеко не примитивная, типа для бедных, во всяком случае получаемые тогда знания по математике превосходят требования базового экзамена для современных выпускников, что описано в заметке «Царица наук: вчера и сегодня».
Вот с такой ситуацией с неграмотностью Россия вошла в эпоху великих потрясений. На этой теме любят потоптаться «хрустобулочники» и «совки», выпячивая проблемы и смакуя недостатки. Мы же просто отметим: перед страной действительно стояла грандиозная задача преодоления неграмотности, и несмотря на все трудности, она уверенно выполнялась и, несомненно, была бы решена, но крах нашего государства не позволил воплотить это в жизнь. Завершила этот процесс уже советская власть.
Друзья! Заходите в гости на канал, просто нажав на эту ссылку. Возможно, Вы найдете там интересные факты из прошлого России или узнаете о неизвестных для Вас событиях из истории нашей страны.