Найти тему
Art is life

Японизм — стиль японского искусства, покоривший мир

Воспоминание о 1870-х годах: Япония и ее традиционная культура только что открыли свои порты для остального мира. Неистово любопытные и заинтригованные западные художники были глубоко очарованы этим стилем искусства, столь отличным от их собственного.

Давайте погрузимся в этот период времени, когда художники-авангардисты были вдохновлены этим радикально новым художественным стилем, который породил термин Японизм.

Открытие совершенно новой эстетики

В 1868 году Япония открылась миру ,до этого момента держа свои границы закрытыми в рамках изоляционистской политики на протяжении более двух столетий. Эта изоляция позволила японцам поддерживать и сохранять свою собственную традиционную культуру.

Когда европейские художники впервые открыли для себя эту экзотическую страну, они сразу же были очарованы разнообразием искусства и культуры, которые так сильно отличались от их собственных. Фактически, когда Япония начала открываться миру и был заключен договор о свободной торговле, что позволило свободно продавать японские произведения искусства и артефакты за пределами страны.

Таким образом, арт-дилеры должны были помогать и участвовать в этих культурных обменах. И эстеты, и художники собрали настоящие коллекции этих новых произведений, которые в то время были действительно весьма захватывающими!

Кимоно с мотивом знаменитых видов, середина 18 века, коллекция Мацудзакая.
Кимоно с мотивом знаменитых видов, середина 18 века, коллекция Мацудзакая.

В этот период многие художники хотели освободиться от академических условностей, которые им так долго навязывались. Таким образом, некоторые художники увидели в японском искусстве новый источник вдохновения. Они также увидели в этом прекрасную возможность полностью освободиться от европейских художественных течений, в плену которых они оказались.

Кацусика Хокусай, Синагава на Токайдо, Тридцать шесть видов на гору Фудзи, 1831-1833 гг.
Кацусика Хокусай, Синагава на Токайдо, Тридцать шесть видов на гору Фудзи, 1831-1833 гг.

Таким образом, многие художники были соблазнены и вдохновлены этим открытием Японии. В своих последующих работах они ссылаются на эту удивительную страну, полную своего уникального искусства и культуры. Они также были вдохновлены традиционными обычаями, ее подходом к духовности и идеалами, которые связывают ее богатое культурное наследие.

В 1872 году Филипп Бурти, французский художественный критик и великий коллекционер, впервые использовал термин «японизм» для обозначения экспоненциального японского влияния на западное искусство.

Без японизма нет импрессионизма.

Это японское влияние особенно сильно повлияло на многих европейских художников, но более всего на импрессионистов. В то время они разделяли единомышленное желание освободиться от институционального искусства и хотели создать совершенно новую эстетику.

Когда они впервые открыли для себя японское искусство, художники были глубоко очарованы гравюрами Хокусая и Хиросигэ . Они были очарованы композицией и цветами отпечатков, вертикальными узорами, настройками, а также слегка проиллюстрированными предметами на каждом холсте.

Как и японские художники, импрессионисты продвигали пейзажное искусство, портретное искусство и жанровую живопись, которые были относительно низкими в так называемой иерархии жанров — системе, которая представляла ценности, оцененные учеными того периода.

По мнению многих критиков, импрессионизм родился из увлечения японским искусством. И если бы не эта одержимость, импрессионизма могло и не быть вовсе.

Например ,Клод Моне, был очарован японскими работами. И выразил свою любовь и страсть к японскому направлению творчества в своем "Саду в Живерни".

Так же он был одним из первых, кто осмелился зайти так далеко в своих экспериментах с цветом. И именно поэтому над ним насмехались, потому что европейский глаз не привык пестроте красок и гаммы тонов, которых японские художники умеют добиваться в своих тонких и детальных работах.

Художники-постимпрессионисты очарованы Японией

В 1890 коллекционером, критиком и арт-дилером Зигфридом Бингом, который являлся ярым поклонником японского искусства была организованна выставка, посвященную японской гравюре, в Школе изящных искусств в Париже.

Эта выставка оказала значительное влияние на распространение эстетики японского направления, подписи ДНК стиля японизма. Но прежде всего эта выставка позволила этим работам дойти до целого поколения художников: постимпрессионистов.

Одним из художников-постимпрессионистов, наиболее затронутых движением японизма, был, несомненно, Винсент Ван Гог. Именно в 1886 году, когда он прибыл в Париж, Винсент впервые столкнулся с художественным авангардом, когда французская столица оказалась залитой японским искусством.

В этот момент предложение становилось все более и более неотразимым. Ван Гог решил купить много гравюр и гофрированной бумаги. К концу жизни у него была коллекция из более чем 400 гравюр! Больше всего его вдохновляли в основном работы японского художника Хиросигэ , которые он затем копировал в своих картинах маслом.

Винсент Ван Гог, «Мост под дождем», по мотивам Хиросигэ , 1887 г.
Винсент Ван Гог, «Мост под дождем», по мотивам Хиросигэ , 1887 г.
Утагава Хиросигэ, Внезапный ливень над мостом Син-Охаси и Атаке, 1857 г.
Утагава Хиросигэ, Внезапный ливень над мостом Син-Охаси и Атаке, 1857 г.

В своей работе «Мост под дождем», вдохновленной Хиросигэ, Ван Гог добавил рамку, которую он покрыл иероглифами, идеограммами, которые японцы позаимствовали у своих китайских соседей. Как вы, догадываетесь, он не понимал ни слова, они были лишь предназначены только для декоративных целей, которые усиливают экзотическую сторону его работы.

Ван Гог был полностью увлечен Японией и ее художниками. Он присвоил себе их искусство и совместил свое скудное знание страны с собственными художественными устремлениями, как это сделали до него импрессионисты

В письме своему брату Ван Гог однажды сказал…

«Если изучать японское искусство, то видишь человека, несомненно, мудрого, философского и интеллигентного. Который на что тратит свое время? Изучает расстояние от земли до луны? Нет. Изучаете политические взгляды Бисмарка? Нет. Он изучает одну травинку. Разве это не своего рода религия? Эти японские художники учат нас тому, что жить рядом с природой, быть ее частью, восхищаться ее красотой — это абсолютно первостепенно».

Винсент Ван Гог, письмо брату Тео, 1887 г.