4
Купец ехал в родные края задумчивым. С одной стороны он узнал об огненной деве, с другой - не представляя, как ее заполучить. Да и не нужен был его князю младенец, а взрослой дочери огня он так не нашел. Но мысль о том, что можно забрать малышку в южные земли и вырастить ее в своей вере и убеждениях, казалась ему очень заманчивой.
А юная княжна тем временем спала себе в княжеском тереме под присмотром прислужниц и кормилицы. Княгиня часто навещала её: баюкала на руках, доченькой называла, прижимала к сердцу и шептала нежные слова. Для Цветаны эта девочка была самой любимой.
Сыновей Лебедяны княгиня тоже привечала. Старалась дать им тепло и ласку. Но названная дочь была её ближе. Грустила женщина, что скоро предстоит им разлука.
- Поедем мы со Светозаром, братом твоим старшим, - рассказывала она девочке, - далеко-далеко по Северным землям. Так и раньше княгини делали. Людям своим на глаза показывались, подарки привозили, потребы выслушивали, да хозяйским глазом оценивали, что не ладно в селениях: как живут простые люди, чем не довольны, и чего их душа требует. Сейчас мы решили возобновить традицию. И под ее прикрытием навестить невесту княжича.
Говоря это, улыбалась Цветана, она хотела навестить тот дом, где нашла укрытие в лихие времена. Княгиня передала малышку кормилице и направилась в свои покои, где её уже ждал муж.
Воссоединившись после долгой разлуки, они заново узнавали друг друга. Привыкали к изменениям, которые произошли с ними за это время. Доброслав был уже тем молодым, неопытным князем, который верил, что мир на его землях вечен, ведь его оберегают воины Перуна.
Его убеждения разбились о злую волю тёмного колдуна, и молодец прошел через забвение и потерю не только власти, но и себя самого. Живя как простой селянин, и многие солнца не помня своего родства.
А Цветана, проживая жизнь к которой ее не готовили, в простом доме, в изгнании, не знаю ничего о своих родных, за время разлуки обрела женскую мудрость и знания. Она научилась ценить то, что дает семья и княжеский титул.
Простив Доброславу его повторную женитьбу, она приняла его, как своего мужа. В сердце княгини сейчас не было того ослепительного чувства, что когда-то пытало в ней к Белозару. Отношение к мужу было другим - спокойным, согревающим теплом. А то, давнее, давно погасло, оставив лишь воспоминания.
Увидев жену, князь улыбнулся. Он подошёл к ней и нежно обнял. Среди важных дел, Доброслав всегда помнил, что у него есть жена, и старался уделить ей время.
- Как Славмира? - спросил он, зная, что Цветана всегда пред сном навещает маленькую княжну. Каждый раз произнося это имя, князь вспоминал о своей матери, в честь которой назвали девочку.
- Растёт с каждым днем, - улыбнулась княгиня, отвечая на объятья мужа. - Такая славная, вся в своё имя. И на твою матушку похожа. Только кажется мне - есть в ней какая-то тайна. Она такими глазами на меня смотрит... Даже не знаю, как описать. Я такие у Рады в детстве видела.
- Надо будет у Ведмурда спросить, что за душа к нам пришла. Он точно знает ответ, - сказал Доброслав, - только вернётся не скоро.
Цветана кивнула.
- На будущей луне мы со Светозаром отправимся в путь, - проговорила он, уже думая о грядущем, - а ты детей не забывай. Мальчикам нужно твоё присутствие рядом. Они ещё помнят, как ты рубил дрова с ними, как вы со старшим в поле работали. Кажется, это мелочи, а я вижу, что им не хватает. Не только наставническое слово им нужно, но твой интерес к ним. И простые дела вместе.
- Я каждый день думаю о сыновьях, - ответил князь, - спрашиваю как их успехи в ратном деле.
- А ты приди к ним на занятие, сам мечом пользоваться поучи; про деда и прадеда поведай, карту наших земель покажи; расскажи, где друзья, а где враги засели. Но не пугай, а преданиями рассказывай. А такие разговоры больше всего из детства помню.
- Я постараюсь выбрать для этого время, - задумчиво ответил Доброслав. - Когда вы выдвигаетесь с Светозаром? И сколько будете отсутствовать? Мне надо выделить вам дружинников.
- Уже через несколько дней выезжаем, - ответила Цветана, - прислужницы сейчас собирают обозы с дарами и провизией.
- Пусть будет так, - кивнул князь, - вы только не задерживайтесь. Навестите Радамилу и возвращайтесь. По дороге в несколько селений заедете и хватит. За порядком на наших землях теперь Демид со своими людьми следит. Вам должно быть безопасно в дороге.
Княгиня вздохнула, вспоминая свой первый путь из города в дом Млады. Какой юной и напуганной она была, сколько испытаний было впереди. Как беспокоилась она за своего ребёнка, который бился внутри, чувствуя утраты матери. А теперь они поедут вместе со взрослым сыном по этой дороге в качестве полноправных правителей Северного края.
- Может зря мы свадебный огонь детей откладываем? - вдруг спросила она. - Тревожно мне что-то. Как они друг без друга ещё солнце вынесут? Ведь с детства не разлучались. Да и в тереме у нас безопасней.
-Твоё беспокойство напрасно, - ответил Доброслав, обнимая жену, - Рада у себя дома, там её никто в обиду не даст. - А свадьбу можно и раньше намеченного сыграть. Княжеские обряды ведь в любое время проводятся. Но в это солнце и так много событий. А как начнёт новое своим теплом согреет, так и свадебный огонь для них зажжём.
-Ты прав, - согласилась Цветана, - в начале следующего лета можно провести обряд. Тогда к весне у нас появится внук или внучка.
Князь рассмеялся.
-У нас и так детей в тереме полно, - проговорил он, - а ты ещё хочешь?
- Конечно, ведь этот ребёнок будет носителем древнего дара - силы огня. Ещё никогда таких правителей не было во главе Северных земель. Скажи, как так получилось, что ни один род воинов Перуна не захватил власть? Ведь они самые умелые воины и могли бы легко победить князя.
- Не интересна им власть, - ответил Доброслав, - походы да сражение влекут их. Поэтому князьями Северных земель становились те, кто хотел править.
Цветана кивнула. Прожив столько солнц рядом с воинами огня, она ни разу не заметила в них стремления к власти.
На этом вечерняя беседа супругов закончилась и они заключили друг друга в объятья.
А спустя несколько дней, когда ободок луны был тонок и лишь начинал свой путь на небе, княгиня с сыном в сопровождении дружинников тронулись в путь.
Светозар горел желанием увидеть свою суженную, а Цветана - пообщаться со своей названной сестрой и порадоваться за её в ожидании малыша.