Рассмотрим, как ты можешь закрепить зарождающийся у ребёнка интерес к жизни и самостоятельный поиск смыслов.
4-5 лет - период формирования личностных качеств. Именно в это время формируются темперамент, ключевые черты характера и модели поведения твоего ребёнка. В основном это происходит из взаимодействия с взрослым и наблюдаемого примера авторитетов (чаще всего родителя). При помощи каких новообразований - рассмотрим дальше.
Основной вид деятельности ребёнка на данном этапе – игра.
То есть ребёнок усваивает любую информацию преимущественно через игровое взаимодействие.
Новообразование в игровом процессе у ребёнка 4-5 лет, это восприятие ролевых взаимодействий. Для ребёнка уже допустимы объяснения особенностей каждой социальной роли. Допустим, бабушка, это мудрая женщина, которая иногда приходит заботится и о ребёнке, и о его родителях. Так игра в "дочки-матери" в этот период начинает приобретать осознанный и аргументированный характер "нет, мать должна делать так", "я сейчас за дочку, поэтому ...".
Ребёнок начинает закладывать определённые идеи в свою деятельность и уже начинает приобретать личные позиции к чему-либо. Появляется избирательность – в выборе друзей, игр, сюжетов.
В этом возрасте начинают развиваться произвольные (то есть направленные) внимание и память. Появляется способность удерживать в памяти несложные условия. Развивается познавательный мотив. Самое время для объяснения ребёнку домашних правил, особенностей поведения в определённых ситуациях, причин и смыслов принятых за обыденность вещей. При помощи тебя ребёнок сможет понять зачем ходить в садик по утрам и кушать кашу, следовательно, лучше понимать тебя и быть спокойнее к ситуациям, которым ты дашь ему более глубокое объяснение.
То, что происходит сейчас, ребёнок не запомнит (очень мало вероятно, большинство воспоминаний этого возраста - вытесняется), но усваиваемые модели поведения с ним останутся. Поэтому старайся быть внимательным к своим действиям. Постарайся поддерживать инициативы ребёнка, давать ему возможность выбора – это поможет воспитать в нём уверенность. Поддерживай социальные контакты и проигрывай с ним благоприятные варианты взаимодействия для наиболее успешной социализации ребёнка в будущем. Хвали его за участие в любой деятельности, в том числе и бытовой – ребёнок пока не понимает всей пользы и необходимости некоторых действий, но с положительным закреплением ему будет более спокойно воспринимать новую деятельность в будущем.
- При этом, старайся не оценивать результат, обращай внимание на детали: "вау, у тебя сегодня получилось сделать быстрее", "интересно, ты добавила в рисунок кроме красок пластилин, это оригинально".
- Ещё круче будет, если ты поинтересуешься у ребенка, что для него было наиболее важным и запоминающимся в процессе. В чем он сам видит пользу действий и что любопытно было бы попробовать в следующий раз.
В будущем это поможет ему слышать собственные желания, принимать процесс деятельности без бесконечной погони за результатом и независимую самостоятельность без поиска оценки.
Успехов в воспитании и Славного времени!
Скажи, что бы ты хотел, чтоб твой ребенок умел и/или знал, когда вырастет?
(В психологическом аспекте)