Найти тему
Секст Эмпирик

О чем книга "История Древней Греции в 11 городах"

Древние греки постоянно подкидывают информацию для размышления. Их замечательной цивилизации уже давным-давно нет, а их мировоззренческие представления живут и не утрачивают актуальности.

Для того, чтобы насладиться историческим наследием наших учителей, я прочитал книгу британского антиковеда Пола Картледжа «История Древней Греции в 11 городах». Автор, являющейся ровесником Арнольда Шварценеггера, на примере 11 городов разбирает организацию эллинами политического и социокультурного пространства. Идея, с моей точки зрения, не совсем удалась, т.к. каждый полис – есть уникальное государство. Исследователи посвящают целые монографии, чтобы постараться с разных сторон рассмотреть тот или иной вопрос. Надо отдать должное историку, он изначально предупредил читателя о том, что не стоит ждать подробностей.

Итак, какие города выбрал автор?

КноссМикеныАргосМассалияМилетСпартаАфиныСиракузыФивыАлександрияВизантий.

Работа, по моему мнению, дает много полезной информации о малых греческих городах, которые могли сокрушить племенные союзы и даже отдельные царства. Например, интересно то, что в Греко-персидской войнах, Фивы и Аргос выступают не на стороне Афин и Спарты, а наоборот поддерживают азиатских захватчиков. Причем коалиция, противостоящая боевикам Ксеркса, состояла в разное время из 30 или около того полисов. Тут на память сразу приходит коалиция русских княжеств на Куликовом поле в 1380 году. С Мамаем много кто не пришел сражаться. Тверичи, рязанцы и нижегородцы – были не на стороне Москвы. И греко-персидских войнах никакого единства не было Подавляющее число полисов не входило в военно-политических союз.

Картледж сообщает нам ценную информацию: "В любое время 2-й пол. I тыс. до н.э. и первых трех веков н.э. существовало примерно 1000 или около того отдельных организмов которое можно назвать словом «полис». То есть, в мире эллинов насчитывается 1000 полисов. Для сравнения в современной Российской Федерации насчитывается чуть больше 1100 городов. Представляете, какой уровень урбанизации был во времена Платона и Аристотеля!

"В сущности, «полис» – одно из самых употребительных у древних греков существительных, занимающее 39-е место в списке наиболее часто встречающихся 2000 греческих слов. Оно опережает в этом смысле такие существительные, как anér («мужчина» в гендерном смысле) и theos («бог»)".

Автор пытается дать несколько определений полиса, но, с моей точки зрения, все они не совсем удачные. Лично мне нравится больше такое определение: Полис - это город-государство, состоящее из свободных собственников.

В Малой Азии (Анатолии) автор останавливается лишь на Милете и Византии. Фокею же исследователь упоминает лишь в контексте Массалии. Почти не разбирает Эфес или, скажем, Трою.

Фалес, которого Ницше называл основателем философии, вместе с Гипподамом действуют именно в Милете. Что такое Гипподамова система, историк не объясняет, поэтому придется воспользоваться другими источниками дабы уяснить уникальность архитектурной инновации милетского творца.

Милет пал в 494 г. до н. э. под ударом азиатских варваров.

"Процветание Милета, его интеллектуальный подъем и само существование были внезапно прерваны персами".

Кроме того, Картледж напоминает нам о существовании античной пищевой триады: Вино - ячмень – оливки. Благодаря книги можно вспомнить важные даты греческой истории.

Книга полезна, хотя и читается не совсем легко. Все-таки труд научный. Советую всем любопытствующим ознакомится с данным произведением. А кому это делать лень – ему могу прислать в формате MC WORD краткое содержание работы Пола Картледжа.