Найти в Дзене

Пять мифов о святой воде

Преамбула: Приветствую всех! С вами снова священник Алексей Таах, редактор группы «Шутят православные»(бывш. «Православные шутят!»).
.
<Изначальная группа прекратила деятельность, была закрыта и распущена главным админом и создателем группы Илоной Б., гражданкой Украины, в свете политических событий. Мы же, остальные админы, граждане РФ, создали свой аналог. Точнее, реанимировали нашу группу, уничтоженную Илоной. Теперь группа находится по адресу: https://vk.com/orthodoxsmile1source>
.
Как многие знают, помимо служения я веду храмовую работу в интернете: принимаю имена на поминовение на службе, делюсь новостями прихода и так далее. Если у Вас возникло желание поделиться этой статьей на своем сайте или на какой-нибудь интернет-платформе, но Вам нужен непосредственно текст, а не репост из Яндекс.дзена, то прошу: после текста допишите строчку: ► источник: https://dzen.ru/drplazz Таким образом авторские права не будут нарушены. 19 января (6 января по старому стилю) во всех храмах пр
Преамбула: Приветствую всех! С вами снова священник Алексей Таах, редактор группы «Шутят православные»(бывш. «Православные шутят!»).
.
<Изначальная группа прекратила деятельность, была закрыта и распущена главным админом и создателем группы Илоной Б., гражданкой Украины, в свете политических событий. Мы же, остальные админы, граждане РФ, создали свой аналог. Точнее, реанимировали нашу группу, уничтоженную Илоной. Теперь группа находится по адресу:
https://vk.com/orthodoxsmile1source>
.
Как многие знают, помимо служения я веду храмовую работу в интернете: принимаю имена на поминовение на службе, делюсь новостями прихода и так далее. Если у Вас возникло желание поделиться этой статьей на своем сайте или на какой-нибудь интернет-платформе, но Вам нужен непосредственно текст, а не репост из Яндекс.дзена, то прошу: после текста допишите строчку:
► источник: https://dzen.ru/drplazz
Таким образом авторские права не будут нарушены.
Для обложки с поиска Яндекс
Для обложки с поиска Яндекс

19 января (6 января по старому стилю) во всех храмах празднуется Крещение Господне.

Особенностью этого Праздника является то, что в этот день освящается вода. Та самая святая вода, с помощью которой потом освящаются все вещи в храмах, машины, дома и квартиры; вода, которую может взять домой любой желающий. И за этой водой приходят многие люди, даже почти не верующие.
Но в наше время, когда основы Православия не преподаются в школе даже на уровне культурологии, а множество людей, увы, имеют отношение к православной вере либо безразличное, либо негативное, знания о традициях и канонах Церкви обрастают суевериями и мифами. Увы, в народном мышлении есть такой закон: «где не знаем – там придумаем». И из поколения в поколение мифов было придумано действительно немало.

Итак.
1. Богоявленская или Крещенская?

Первый миф, с которым чаще всего приходится сталкиваться – это разделение воды на Крещенскую и Богоявленскую. И народная молва даже различает свойства этой воды. Мол, Крещенскую разбавлять можно, а Богоявленскую нельзя. Крещенская «святее» и используется для более важных целей и все такое прочее.
В этом мифе Крещенская вода – это та, что освящается в ночь на праздничной службе Крещения, а Богоявленская – накануне, в сочельник. А что, если я Вам скажу, что в церковном уставе Праздника Крещения не существует? То есть само событие мы празднуем, но в уставе этот день называется Богоявление. Отдельной службы Крещению Вы там не найдете:

(праздничная минея)
(праздничная минея)

Почему так? Потому что в момент Крещения, Бог (Святая Троица) явил Себя сразу во всех трех ипостасях. Сын крестился в реке, Отец Голосом прославил Его, а Святой Дух снизошел в виде голубя, о чем свидетельствовал Иоанн Креститель (Матфея 3:13-17).
Бог явился одновременно в трех Своих ипостасях, поэтому Праздник и назван Богоявление.

Именно это событие и описывается в тропаре Праздника (русский перевод):

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова Отца; Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Крещение Господне - это неофициальное, народное название.

Вопрос: а почему тогда освящение воды совершается не только в Праздник, но и утром накануне?

Эта традиция восходит еще к IV веку, когда крестить людей было принято не в любой день по заказу, а лишь несколько дней в году. В том числе и в крещенский сочельник (чтобы в сам Праздник новокрещенные уже могли причаститься, как христиане). Вода освящалась как раз для того, чтобы их покрестить, а не на раздачу. Освящение воды для всех верующих было только в Праздник.
Кстати, позже для того, чтобы крестить людей, было принято использовать не Крещенскую воду, а освященную особым отдельным чином, который существует и до сих пор. Прошли века, крестят теперь в любой день в году, а традиция дважды освящать воду осталась.
Многие священники, кстати, ратуют за то, чтобы вовсе отменить эту ненужную традицию, так как она уже давно не актуальна и из-за нее существует этот миф о «разной» воде.

Разочарую всех, кто до этого момента так считал: как утром, так и в ночь
- одни и те же священники
- служат Одному и Тому же Богу
- в одних и тех же храмах
- один и тот же чин великого освящения
- с одними и теми же молитвами.

Так что это одна и та же вода.

Современное объяснение этой традиции такое: вода освящается заранее, чтобы те, кто не сможет быть на ночной службе, набрали эту святыню заранее и дома встретили Праздник Крещения принятием святой воды.
Как и сказано выше, многие желают отказаться от такой практики. Тем более, что она в какой-то мере поощряет отсутствие людей на праздничной службе. Это неправильно.

2. Святая вода, как магический артефакт.

По-гречески эта вода называется Агиа́сма, что значит – «Великая святыня». И отношение к ней должно быть соответственное: почтительное и благочестивое.
Эту воду, с молитвой и благодарностью Богу, мы пьем во исцеление души и тела.

Конечно, во время окропления водой храмов и жилищ, капли попадают везде: и на пол, и в грязные углы, скажем, за мебель. Но этим мы освящаем то место, где живем сами, а капли воды потом высыхают.
В древности, когда большинство людей жили на своей земле, многие благочестиво омывали ей лицо во дворе: вода стекала и впитывалась в землю.

Однажды я услышал от церковных работников про человека, который пришел набрать себе много пятилитровых бутылей. На вопрос: «Зачем вам так много?» он ответил, что каждое утро омывает ей голову. Живет он в обычной квартире. Тут нужно разобрать два момента:

Во-первых, это эгоистично. Пришло множество людей, все ждут очереди, а этот человек занял немалое время и всех церковных работников. Мол, «Мне больше всех надо. А остальные пусть ждут, пока я себе сотню литров не наберу».
Как-то не по-христиански.
Ну и вообще: всегда можно принести в храм не пустые бутылки, а воду – Вам ее освятят в любом объеме. Это быстро и удобно. Я уж не говорю о том, что храмы, как и все, платят за воду по счетчику.
Во-вторых, когда он омывает ей голову (а делает он это в ванной), Агиасма стекает в сливное отверстие. А там, по трубам – в коллекторы, к нечистотам.
Такое отношение к святыне недопустимо.

А некоторые используют святую воду во всяческих гаданиях и магических ритуалах. Любая магия (хоть белой ее назовут, хоть какой) – это либо шарлатанство, либо сатанизм.
Колдун (можете назвать его любым другим словом, сути не изменит) совершает некие магические действия, чтобы заставить некие силы исполнить те или иные пожелания, как приворот-отворот, узнавание судьбы, наведение порчи, отведение болезни и так далее.

Бога нельзя «заставить» что-либо сделать с помощью заклинаний. Он – Всемогущий Творец, Он создал весь мир и его законы. И нас с Вами. Мы Его можем только попросить.
То есть колдуны взаимодействуют не с Богом. Они договариваются с иными силами. Механизм прост: использование святыни (воды, икон или освященных свечей) в магии – это осквернение святыни. Осквернение – прекрасная оплата для демонов. А демоны, ухватившись за душу «клиента», потом сами собой не отстанут. Оно Вам надо?

В общем, эту святыню можно использовать только для освящения жилищ, предметов и себя самих. Это не магический артефакт. Никакого использования в магии, кулинарии, косметике и так далее. Только молитвенное благочестивое отношение.
Если нарушали – обязательно скажите об этом на Исповеди.

3. Святой… водопровод?

Я думаю, Вы слышали, что можно в крещенскую ночь набрать воды из-под крана и она будет святой. Быть может, Вы или Ваши знакомые делали так из года в год.

Так вот, это неправильно. Чин освящения воды совершается в Церкви. Многие приносят свою воду, чтобы ее освятили в храме, многие приходят набрать церковной воды. Но про «святой водопровод» слышали все. Так в чем же дело?

Когда в нашей стране был безбожный советский период, людей всеми способами пытались отвадить от веры и Церкви. В ход шла и пропаганда в школе, и различные способы притеснения «для профилактики». В том числе и массовое назначение ночных смен, кому только возможно, в Праздники Пасхи, Рождества и Крещения, когда в храмах идет ночная служба. И да. Многие люди, тайно верившие в Бога, обращались к своим священникам с вопросом: как быть? На службу не попасть, а в следующие несколько дней соседи будут пристально следить друг за другом: не пошел ли сосед в храм? Тогда это было распространенной практикой. И выход был взят из практики древних христиан, которые тоже часто подвергались гонениям.

Если у человека не было возможности прийти в храм на праздничное богослужение, то верующие люди набирали воду в полночь в любом доступном источнике. И дома (или на работе) тайно молились, зная, что сейчас в храме идет служба. Чтобы Бог, для Которого нет препятствий ни во времени, ни в расстоянии, ниспослал на эту воду благодать освящения, как и в Церкви. И да, есть множество свидетельств, что эта вода долго не портится. Как мы знаем, это одно из отличительных свойств Агиасмы: неосвященная вода, взятая в том же источнике в обычное время, портится гораздо быстрее.

То есть Господь действительно может освятить верующему человеку воду, набранную вне храма в крещенскую ночь, но важно правильно понимать: если человек хочет попасть в храм на освящение, но не может в силу обстоятельств, то набрав простую воду с молитвой и надеждой на милость Божию, он получит святую воду. «По вере вашей да будет вам.» (Мф 9:29). Заметьте: освящена будет не вся вода в водопроводе, а только благочестиво набранная для этой цели.
Но если человек может пойти в храм, но просто не хочет из-за лени, полагая, что в эту ночь вода «автоматически» святая, то разочарую: Бог не действует автоматически. И при таком отношении Он воду не освятит. Это будет просто обычная вода и самообман.
Нет сил или времени именно в ночь прийти в храм? Сходите с утра или попросите знакомых, вода раздается или освящается в храме еще полдня.

Теперь немного логики о «святом водопроводе» в крещенскую ночь.

Святая вода навсегда остается святой. Поэтому мы к ней благочестиво относимся: храним в отдельной бутылке, пьем только натощак с молитвой и так далее.
Если бы вся вода в водопроводе в ночь Крещения автоматически становилась святой, то она осталась бы святой навсегда. А водопровод, как в начале, так и в конце системы, соединен с водоочистными сооружениями, а через них, по сути – со всем Мировым океаном. То есть, будь святость воды автоматической, у нас в водопроводе круглосуточно была бы святая вода: горячая и холодная. Навсегда.

Казалось бы здо́рово, но... В таком случае нам было бы нельзя пользоваться туалетом, мыться, стираться и мыть посуду. Вообще никогда. Ведь в таком случае святая вода из крана и унитаза сливалась бы в канализацию, к фекалиям и прочим нечистотам. А такое отношение к святыне, как мы знаем, недопустимо. Да и готовить на святой воде, как мы помним, тоже нельзя.

4. Разбавлять или нет?

Когда я еще был семинаристом, со мной спорил один человек.
Он утверждал, что Агиасму разбавлять нельзя. Мол, она цельная, как молоко. И если разбавлять водой молоко, то оно станет хуже. А значит – и со святой водой этого делать нельзя.

Тут стоит сказать, что ее, собственно, и не разбавляют. Для освящения воды Агиасму вливают сверху в простую воду с молитвой. В частности – читая тропарь Крещения. И простая вода освящается, становясь той же самой Агиасмой, что и влитая в нее. И после этого новой, освященной водой можно так же освятить новую воду. И так можно освящать сколько угодно.

В чем же ошибка моего собеседника, спорящего о том, что святая вода, как молоко, в разбавленном виде теряет свои свойства? Попробую привести небольшую аналогию.

Божья благодать – это особая благодатная сила, наполняющая и эту воду, и все святыни, и людей, которые эту святыню принимают. В какой-то мере можно сказать, что благодать имеет свойства энергии, разве что ее нельзя измерить и изучить, так как она превыше привычных нам законов физики.

Но для примера возьмем более привычную нам земную энергию. Допустим, электрическую.
Если набрать ведро обычной проточной воды, опустить в него оголенные провода под напряжением 220В, и погрузить туда же свою руку (только призываю не делать так в реальности), какой будет разряд? Правильно, 220.
Если то же самое проделать с лужей воды – тоже 220. Так же и с бассейном и любой другой емкостью.
Если не отключать источник энергии, то количество воды роли не играет. Энергия водой не разбавляется.
У святой воды источник благодати – Сам Бог. А Он неиссякаем. Поэтому и простая вода, освященная Агиасмой, становится такой же полноценной Агиасмой.

К слову, у меня дома хранится неиссякаемый источник святой воды - удобная бутылочка 0,25 литра. Я беру ее на освящение квартир и машин, освящаю себе и семье воду для питья, а когда она заканчивается, я остатками освящаю немного свежей воды и наполняю ее вновь. А в Праздник Богоявления просто доливаю немного новой воды к прошлогодней. И да: она не портится.

И когда я в храме раздаю святую воду (остаюсь с ночной службы до утра) мне, если честно, больно смотреть на немощных бабушек, которые набирают много воды впрок, для себя и близких, а потом несут ее, бедненькие, сгибаясь под этой тяжестью…

5. Крещенские купания.

(из ленты новостей ВК)
(из ленты новостей ВК)

Ну и на сладкое. Как известно из народной молвы (и в скриншоте выше это тоже видно), многие мирские люди уверены, что окунание в освященную прорубь смывает с человека грехи. Это не более, чем суеверие, возникшее из-за неверного понимания Таинства Крещения.

Таинство, в котором крестят человека в православную веру, действительно омывает все грехи с человека. Но это Таинство совершается над человеком один раз в жизни. А купание в проруби в Праздник Крещения Господня – это просто народная традиция. Это совершенно не одно и то же, что настоящее Крещение в храме. Это просто купание.

Кстати, некоторые как раз уверены, что троекратное окунание в прорубь – аналог Крещения. То есть, мол, если человек окунулся трижды – то он покрестился. Нет.
Крещение - особое Таинство, которое, как и Исповедь, может совершить только священник.

Сама традиция купания в проруби, вроде как, идет от древних скифов, то есть еще с языческих времен. При христианизации населения, как это бывает, произошла адаптация привычного языческого действия к христианскому Празднику. Однако в уставе Церкви совершенно никаких указаний на эту традицию нет. Она исключительно народная.

Прежде, чем говорить от себя, оставлю здесь скриншот из википедии:

-4

Прорубь, по просьбе людей, освящается просто для купаний, вода в ней – не Агиасма, поскольку не освящается Великим чином. Освящена именно прорубь, а не вода в ней. Окунаться можно, если хотите, сама традиция Церковью не осуждается. Но большая духовная беда состоит в том, что многие люди искренне считают, что это нужно делать обязательно в крещенскую ночь. И они, вместо того, чтобы идти на Богослужение в храм, едут на прорубь.

А это уже плохо и даже греховно. Можно сходить на прорубь, но не в то время, пока в храме идет служба. Не вместо службы, ведь вся суть праздника происходит именно в Церкви. Церковный устав, равно как и христианская совесть, подразумевает молитву на службе в эту ночь, исповедь, причащение и общую молитву на Великом освящении воды.

А традиция идти вместо этого на прорубь и окунаться не очистит от грехов. Это действие не только не смоет грехов, но вполне возможно даже преумножит их, если прийти туда в нетрезвом виде, ругаться с кем-то из-за очереди и так далее.
Ну и если Вы хотите пойти на купание в проруби, то идите в специально оборудованные места, где дежурят спасатели и все предусмотрено.

Печально то, что Церковь всеми силами пытается объяснить людям, что все это – просто мифы, но многие просто не хотят слушать, поскольку уже привыкли к ним, как к истине.

_____________________

Благодарю, что дочитали до конца!

Не стесняйтесь написать свое мнение в комментариях, ведь именно в общении рождается истина. Иногда, увы, даже в спорах.

И не забывайте, дорогие братья и сестры, что "палец вверх" и кнопка "подписаться" для вас ничего не стоит, а для меня это будет немалая помощь: чем больше Вашей активности на моем канале - тем он лучше будет продвигаться в алгоритмах Яндекса!

А тем, кто поделится этой статьей со своими близкими - особая благодарность и почёт! :)

Нажмите здесь, чтобы открыть полный список статей
Сайт храма: sofronyirk.cerkov.ru

Если Вы желаете написать на поминовение имена Ваших близких (о здравии и упокоении) на Божественной Литургии в нашем храме, размещаю ссылку: нажмите здесь.

Пожертвования добровольные.

Если у Вас есть вопрос, напишите его в личном сообщении ВК: https://vk.com/drplazz (в сети бываю нечасто, поэтому могу не отвечать несколько дней)

Ссылка для "донатов" (добровольной поддержки автора): https://money...