Миграционные процессы — сложное и неоднозначное явление, вызванное совокупностью различных факторов политики, права, экономики, изменениями в социуме. Наша история знает четыре большие миграционные волны, раз за разом захлёстывавшие нашу страну с начала прошлого века и вплоть до сегодняшнего дня. О том, как, почему и куда уезжали из России — и что было с мигрантами потом, поговорим сегодня.
Эмиграция до ХХ века
Разумеется, миграция из России как явление возникла задолго до XX столетия. Бегство на Дон, в Сибирь и в Литву было эмиграцией, а из русской армии после походов в Европу во времена войн Наполеона дезертировали 40 тысяч человек. По словам Федора Ростопчина, к французским крестьянам бежали до 60 человек каждую ночь.
Впрочем, гневное осуждение соплеменников из числа простонародья не помещало самому графу с 1814 года и вплоть до кончины прожить в Лондоне и его предместьях и выпрашивать у российского посла при дворе его величества содействия в получении подданства Британии.
Ещё раньше первым невозвращенцем стал князь Курбский. Позже самовольное бегство во время легальных загранпоездок или командировок назовут «бегством во время пребывания за границей». Сдерживать русских от подобных практик правительство будет обычными методами: шантажом и санкциями по отношению к оставшимся по ту сторону границы родственникам.
Первая волна эмиграции
В просторечье первую волну называют Белой, ведь львиную долю из полутора миллионов отправившихся на чужбину в 1917-1922 году людей составляют белогвардейцы и представители старорежимной интеллигенции, потенциальные и реальные жертвы красного террора, развёрнутого в ответ на убийство Урицкого: казачество, разночинцы, дворянство и купечество.
Современная литература и общественная мысль сохраняют представление о процессах, царивших в тогдашнем обществе и миграции, благодаря трудам и мемуарам авторов, перебравшихся в Европу, Китай и Турцию. Во многих европейских городах, прежде всего — в столицах Германии, Франции, Чехословакии, Югославии и Болгарии, возникли целые русские колонии. Впоследствии, когда Веймарская республика в Германии пала, русские мигранты предпочли жизни под пятой нацизма дальнейшее бегство в Новый Свет.
В 1921-м параллельно с истончавшимся потоком миграции на Запад пошёл обратный процесс: всего вернулось до 300 тысяч человек. Причины разные: амнистия для белогвардейцев и контрреволюционеров, угроза лишения гражданства России, сентиментальные и политические соображения.
Для тех же, кто не пожелал возвращаться, Лига Наций создала спецкомиссию и назначила её руководителем Фритьофа Нансена — путешественника и писателя, автора концепции паспорта для беженцев, получившего название «нансеновского паспорта». Первыми его обладателями стали русские, армянские и курдские беженцы из Османской империи, бежавшие от геноцида.
Вторая волна эмиграции
40-е годы по-прежнему остаются объектом пристального внимания исследователей истории, политики и социологии. Более пяти миллионов человек были вывезены насильно на работы в Германию, ещё какое-то количество советских граждан решили ехать добровольно.
Были и те, кто бежал в конце войны из опасений кары за сотрудничество с нацистами. В Германии и других странах гитлеровского блока таких работников-остарбайтеров держали в чёрном теле, не лечили и плохо кормили, а за проступки били или убивали, поэтому смертность была весьма солидной.
После окончания войны военнопленных и гражданское население возвращали обратно в СССР, причём репатриация не вызвала особого энтузиазма у значительной части перемещённых лиц — будучи вывезенными в Германию в детстве, они не питали привязанности к советской родине, а некоторые намеренно хотели избежать возвращения, справедливо не ожидая от советской власти ничего хорошего.
И не напрасно: пленных и вывезенных в рабство людей по возвращении ждали допросы, лагеря фильтрации, пытки, после чего, в лучшем случае — ссылка в отдалённые местности, а в худшем — сроки в лагере или смерть.
Третья волна русской эмиграции
Следующая волна, пришедшая на конец 60-х — начало 70-х годов, связана с нежеланием людей жить в стране Советов. В 1971 году впервые за 50 лет появилась легальная возможность уехать. Правда, не для всех.
Выбраться из коммунистического рая могли лишь некоторые категории граждан: армяне, у которых на Западе были родичи, немцы с роднёй в ФРГ (а вот жители ГДР такой возможности были лишены), а также евреи, которым было от кого получить «вызов» из Израиля.
Все прочие должны были ради выезда обзавестись кучей бумаг, разрешений и согласований, можно было принять участие в международных соревнования, выставках или гастрольных турах. Желающие сбежать пользовались любой возможностью, чтобы попасть в такую группу — так СССР покинули Нуреев, Корчной, другие спортсмены и артисты.
Параллельно советские власти самоочищали свои ряды от неблагонадёжных граждан, под угрозой тюремного заключения вынуждая их покинуть страну. Именно так на Западе оказались Бродский, Довлатов и Солженицын.
Всего за этот период за границу уехали полмиллиона советских граждан. Количество выдворенных было намного меньше: речь шла о сотнях, максимум тысячах.
Четвертая волна русской эмиграции
Это уже совсем свежая история, которую некоторые называли «утечкой мозгов» — львиную долю отъезжающих составляли научные работники и другие представители интеллигенции. Жизнь в 90-х в России стала совсем невыносимой, а выездные визы с 1992 года отменили, что открыло невиданные прежде возможности навсегда «распрощаться с дымом сгоревшего отечества ради ароматов загнивающего Запада».
По различным оценкам, в этот период страну покинуло от миллиона до пяти миллионов человек (официальные цифры говорят о 1,2-1,3 млн). Уезжали в Израиль, европейские страны и США, очень много репатриантов было в объединённую Германию, хотя и прежде выехать в этом направлении было заметно проще, чем в любом другом.
Приблизительно половина из этих людей вернулись, а благодаря репатриационным программам такую возможность получили сотни тысяч людей, покинувших СССР и лишённых право на гражданство в прежние годы. Официально таким шансом воспользовались 487 000 человек.
Хотя есть в этой бочке мёда и несколько ложек дёгтя — неугодных мигрантов с политическим бэкграундом власти могли лишить гражданства, как это уже было с диссидентом Буковским.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ 5 любительниц чужого: актрисы, которые увели чужих мужей, но своего счастья не построили
✅ 10 лучших фильмов 2022-го от Netflix
✅ Как люди живут в Анадыре — самом восточном и дорогом городе страны