Толпа могла оценить блеск и эффектность Брюллова, но Иванов оказался недоступен. Но к этому времени художник и сам разочаровался. Писать о том, во что он не верил, ему не хотелось…
В канун Крещения (Богоявления) поговорим о главной русской картине на евангельский сюжет – «Явлении Христа народу» и ее создателе Александре Андреевиче Иванове.
Таланты его не поражали учителей в Академии художеств; они считали его не таким уж способным. Таланты художника Иванова раскрывались постепенно.
Первая удачная работа – «Приам, испрашивающий тело Гектора у Ахилла», и Общество поощрения художников отправило его пенсионером в Италию в 1830 году.
В Италии он прожил 28 лет, из них более 20 в римской мастерской стоял огромный холст, который притягивал путешественников, возбуждал любопытство, а для самого художника был Голгофой. И дело было не столько в лишениях, в которых проходила его жизнь, сколько в трудных поисках реализации задуманного.
Началось все с поиска сюжета.
В это время Брюллов тоже в Риме писал «Последний день Помпеи».
Они были очень разные - Брюллов, окруженный свитой друзей и поклонников, остроумный, беспечный и Иванов, обычно один, угрюмо-сосредоточенный, тревожно-суетливый.
Исследователь жизни и творчества Иванова, М. В. Алпатов, писал: «Это могло напомнить картину Ораса Верне „Встреча Рафаэля и Микеланджело на Ватиканском дворе“, в которой баловню судьбы Рафаэлю, окруженному множеством учеников и поклонников, противостоит одинокий Микеланджело с его гневным взглядом мстителя».
Для Иванова художник - пророк, цель которого моральное преобразование человечества посредством примера. Как это изобразить? Какой сюжет выбрать?
Сюжет должен быть библейский, а не исторический.
Он перебрал их множество прежде, чем выбрал Явление Мессии, то есть избавителя.
В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
…
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
(Евангелие от Матфея)
Имея перед глазами пример «Помпеи», он хотел сделать все наоборот, использовать иные художественные средства. Главной в композиции становится фигура Иоанна Крестителя. Воздействие на зрителя достигается не яркими эффектами, а чередой психологических портретов
Сам Иванов пишет так: «Сочинение мое весьма трудное по причине непылких разительных страстей человека, кои с удобностью оживляют действие и объясняют предмет; здесь все должно быть тихо и выразительно».
Толпа могла оценить блеск и эффектность Брюллова, но Иванов оказался не понят.
Художник искал и другие выразительные средства, не свойственные академической живописи.
На позднем этапе работы над картиной он открыл для себя пленэрную живопись. Он пытался перенести это живописное решение с многочисленных этюдов на холст. Отчасти это ему удалось: воздушно написаны дали, вода и отражение в ней. Однако пленэрные эскизы намного сильнее, с художественной точки зрения.
Средняя часть картины по-прежнему оставалась безжизненной и академичной. Фигуры и драпировки не взаимодействовали с фоном и друг с другом, выглядели театрально.
И в этот момент художник понял, чтобы решить эту задачу, потребуется переписать большую часть картины заново. А на это уже не было сил. И наступило разочарование.
За эти годы многое изменилось и в мировоззрении художника.
Он утратил веру в бога и разуверился в идее нравственного озарения человека. Писать о том, во что он больше не верил, ему не хотелось.
В Россию Иванов вернулся за 2 месяца до смерти, нелепой, скоропостижной.