Найти тему
gid_artmoskva

РАЗОЧАРОВАНИЕ "Явлением Христа..."

Толпа могла оценить блеск и эффектность Брюллова, но Иванов оказался недоступен. Но к этому времени художник и сам разочаровался. Писать о том, во что он не верил, ему не хотелось…

Явление Христа народу, А.А. Иванов (1837-1857) Государственная Третьяковская галерея
Явление Христа народу, А.А. Иванов (1837-1857) Государственная Третьяковская галерея

В канун Крещения (Богоявления) поговорим о главной русской картине на евангельский сюжет – «Явлении Христа народу» и ее создателе Александре Андреевиче Иванове.

Таланты его не поражали учителей в Академии художеств; они считали его не таким уж способным. Таланты художника Иванова раскрывались постепенно.

Первая удачная работа – «Приам, испрашивающий тело Гектора у Ахилла», и Общество поощрения художников отправило его пенсионером в Италию в 1830 году.

Приам, испрашивающий тело Гектора у Ахилла, А.А. Иванов (1827) Государственная Третьяковская галерея
Приам, испрашивающий тело Гектора у Ахилла, А.А. Иванов (1827) Государственная Третьяковская галерея

В Италии он прожил 28 лет, из них более 20 в римской мастерской стоял огромный холст, который притягивал путешественников, возбуждал любопытство, а для самого художника был Голгофой. И дело было не столько в лишениях, в которых проходила его жизнь, сколько в трудных поисках реализации задуманного.

Началось все с поиска сюжета.

В это время Брюллов тоже в Риме писал «Последний день Помпеи».

Они были очень разные - Брюллов, окруженный свитой друзей и поклонников, остроумный, беспечный и Иванов, обычно один, угрюмо-сосредоточенный, тревожно-суетливый.

Исследователь жизни и творчества Иванова, М. В. Алпатов, писал: «Это могло напомнить картину Ораса Верне „Встреча Рафаэля и Микеланджело на Ватиканском дворе“, в которой баловню судьбы Рафаэлю, окруженному множеством учеников и поклонников, противостоит одинокий Микеланджело с его гневным взглядом мстителя».

Рафаэль во дворе Ватикана, Орас Верне (1830е) Частное собрание в Нью Йорке
Рафаэль во дворе Ватикана, Орас Верне (1830е) Частное собрание в Нью Йорке

Для Иванова художник - пророк, цель которого моральное преобразование человечества посредством примера. Как это изобразить? Какой сюжет выбрать?

Сюжет должен быть библейский, а не исторический.

Он перебрал их множество прежде, чем выбрал Явление Мессии, то есть избавителя.

В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем

(Евангелие от Матфея)

Явление Христа народу, первоначальный эскиз картины А.А. Иванова
Явление Христа народу, первоначальный эскиз картины А.А. Иванова

Имея перед глазами пример «Помпеи», он хотел сделать все наоборот, использовать иные художественные средства. Главной в композиции становится фигура Иоанна Крестителя. Воздействие на зрителя достигается не яркими эффектами, а чередой психологических портретов

Сам Иванов пишет так: «Сочинение мое весьма трудное по причине непылких разительных страстей человека, кои с удобностью оживляют действие и объясняют предмет; здесь все должно быть тихо и выразительно».

Толпа могла оценить блеск и эффектность Брюллова, но Иванов оказался не понят.

Художник искал и другие выразительные средства, не свойственные академической живописи.

На позднем этапе работы над картиной он открыл для себя пленэрную живопись. Он пытался перенести это живописное решение с многочисленных этюдов на холст. Отчасти это ему удалось: воздушно написаны дали, вода и отражение в ней. Однако пленэрные эскизы намного сильнее, с художественной точки зрения.

Старик и мальчик, выходящие из воды (этюд к картине) А.А. Иванов (1840е) Государственная Третьяковская галерея
Старик и мальчик, выходящие из воды (этюд к картине) А.А. Иванов (1840е) Государственная Третьяковская галерея

Средняя часть картины по-прежнему оставалась безжизненной и академичной. Фигуры и драпировки не взаимодействовали с фоном и друг с другом, выглядели театрально.

И в этот момент художник понял, чтобы решить эту задачу, потребуется переписать большую часть картины заново. А на это уже не было сил. И наступило разочарование.

За эти годы многое изменилось и в мировоззрении художника.

Он утратил веру в бога и разуверился в идее нравственного озарения человека. Писать о том, во что он больше не верил, ему не хотелось.

В Россию Иванов вернулся за 2 месяца до смерти, нелепой, скоропостижной.