Найти тему
Предание.ру

Богоявление: литургическое почитание, богослужебные особенности, иконография

Оглавление

О событии Крещения Господня говорится во всех четырех Евангелиях (см.: Мф 3:13–17; Мк 1:9–11; Лк 3:21–22; Ин 1:29–34). При этом каждый из евангелистов по-разному говорит об этом эпизоде, акцентируя внимание на различных подробностях.

Будучи около 30 лет от роду, Христос приходит к святому Иоанну Предтече и принимает от него крещение в реке Иордан. И в этот момент совершается важное библейское событие: голос с небес произносит, что Иисус — Сын Божий, и на Христа сходит Святой Дух в виде голубя. Из этого эпизода происходит второе название праздника — Теофа́ния, или Богоявление.

После того как Святым Духом было указано на Иисуса как на Мессию, началось общественное служение Спасителя и провозглашение Его благой вести — Евангелия.

Литургическое почитание

Первые свидетельства о праздновании Крещения Господня появляются на христианском Востоке в IV столетии: в Египте, Сирии и Малой Азии 6 января совершалось празднование Богоявления. Изначально праздник включал в себя два события — Рождество Христово и Крещение Господне. Но со временем западная традиция празднования Рождества Христова в отдельную дату распространилась и на Востоке. При этом наименование «Богоявление» сохранилось за воспоминанием событий Крещения Спасителя.

Богослужебные особенности

Богослужение праздника Богоявления во многом сходно с рождественским.

Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г.
Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г.

Накануне праздника утром совершаются Великие (Царские) часы — особое последование 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов с чтением Священного Писания, пением стихир и тропарей, раскрывающих смысл евангельского события. После этого следуют чтение изобразительных и совершается великая вечерня в соединении с Литургией святителя Василия Великого.

Во время вечерни читаются 13 паремий. В древности в это время совершалось крещение новых членов общины, после чего они полноценно участвовали в Божественной литургии и дальнейшей церковной жизни.

Первое освящение воды происходит после Литургии 18 января. Оно называется великим освящением, а освященная вода — «агиасмой» (с греч. яз. — «святыня»). Уже в IV веке святитель Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорил о чудесных свойствах богоявленской воды:

В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей.

В сам день праздника на Литургии поются праздничные антифоны, диакон на входе с Евангелием произносит вхо́дный стих: «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь и явися нам» («Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня. Бог — Господь, и осиял нас»).

После Литургии, как и накануне, совершается великое освящение воды. Освящения 18 января и в сам день праздника совершаются по одному чину, поэтому вода, набранная в крещенский сочельник, ничем не отличается от воды, набранной на Богоявление.

Иконография праздника

Уже в III столетии появляется иконография евангельского сюжета Крещения Господня. На ранних изображениях Христос представлен обнаженным безбородым юношей, стоящим в воде, с возложенной на голову правой рукой святого Иоанна Крестителя. Иногда присутствует фигура голубя. Одно из самых ранних изображений сохранилось в катакомбах святого Каллиста в Риме.

Катакомбы св. Каллиста, Рим. III в.
Катакомбы св. Каллиста, Рим. III в.

Сцена Крещения Господня была распространена на рельефных саркофагах. В композицию могли включать фигуру некоего мужчины со свитком в руках. Исследователи считают, что это изображен пророк Исаия, который пророчествовал о Христе.

Рельеф саркофага из церкви Санта Мария Антиква. Рим, III в. Справа изображено Крещение
Рельеф саркофага из церкви Санта Мария Антиква. Рим, III в. Справа изображено Крещение

Современная иконография праздника берет свое начало в V–VI веках. Конечно, она время от времени менялась: появились дополнения и отличия в деталях. Новая иконография сохранилась в мозаиках баптистериев в Равенне. На них фигура старца олицетворяет реку Иордан. Иисус изображен на некоторых мозаиках как безбородый юноша, на других, наоборот, с бородой.

Баптистерий ариан в Равенне. Мозаика купола. Конец V — начало VI в.
Баптистерий ариан в Равенне. Мозаика купола. Конец V — начало VI в.

Примерно с этого же периода под воздействием богослужебных текстов праздника в композиции появляются фигуры ангелов, не упоминаемых в евангельском событии персонажей и деталей. Этим, например, объясняется Христа где Он изображен нагим, которое толкуется как знак добровольного умаления Творца до образа раба.

Пелена «Крещение Господне». 1580–1590 гг. (ГРМ)
Пелена «Крещение Господне». 1580–1590 гг. (ГРМ)

Позже в иконографии праздника стали изображаться древо с прислоненной к нему секирой, появившееся в связи со словами из проповеди святого Иоанна Крестителя: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3:10; Лк 3:9).

Русская иконография продолжила византийскую традицию изображения праздника Крещения Господня. Особо можно выделить фрески XII века Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря и церкви Спаса на Нередице.

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, Псков, XII в.
Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, Псков, XII в.

Автор статьи: Диакон Алексей Ремизов,
аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» (г. Тихвин Ленинградской обл.).



Подписывайтесь на канал
Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!


Портал «Предание» и благотворительный фонд «Предание» — это прежде всего люди. Без людей сайт не будет обновляться, не будут исправляться ошибки и постепенно всё пропадёт. Без людей некому будет собирать просьбы от нуждающихся, некому будет отсеивать мошенников, некому будет договариваться с больницами и аптеками. И нуждающиеся останутся без помощи.

Сотрудники «Предания» не наследники богатых состояний, не рантье и не владельцы бизнесов. Среди нас несколько многодетных родителей, некоторые снимают жильё, некоторые живут там, где идёт война. Почти у всех есть семьи. Почти все мы живём почти на грани бедности.

Мы не хотим бросать наше дело из-за того, что нам нужно как-то выживать. Но мы НИЧЕГО не сможем, если у нас не будет поддержки, если мы не будем знать, что завтра мы не окажемся без зарплат и с семьями на руках. Нам нужен завтрашний день, и никто, кроме вас, не может его дать.

Просто подпишитесь на регулярное пожертвование.
Пусть даже небольшое,
но регулярное.